О династиях земляков опаленных войной.
Асбестовцам хорошо знакома эта династия по старшему брату Александру Андреевичу, работавшему в годы войны и после заместителем председателя горисполкома, активному краеведу и рабкору "Асбестовского рабочего". И по сестре его -очень неравнодушной ко всему, бывшей фронтовичке Анне Андреевне Савиной. А теперь познакомьтесь, пожалуйста, с тем, какие испытания выпали на долю семьи Девятковых в сороковые-роковые, об этом поведала городская газета.
Старая пожелтевшая бумажка, которую называли в народе похоронкой:
"Девятковой Афанасии Васильевне.
Сообщаю о том, что Ваш сын, капитан, командир роты Девятков Иван Андреевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 1 февраля 1945 года. Похоронен с воинскими почестями в районе юго-западнее километра города Штейнау (Германия)".
Скупые, краткие фразы. Но сколько в них смысла. Ее Ваня. Средний сын три года служил на Дальнем Востоке политруком, а весной 1941 года мать ждала его домой. Он уж и написал ей, чтобы встречала, да судьба иначе распорядилась. 22 июня началась война, и проехал ее Ваня мимо Свердловска, мимо родного Асбеста...
Но беспокоит доброго, чуткого Ивана состояние матери. Легко ли сказать - два сына и дочь на фронте, а от Николая и писем нет. Потом - госпиталь в Москве. Долго лежал Иван с пораненной рукой, здесь к этому времени была сестра Аня, защищавшая московское небо, с которой однажды удалось встретиться, и снова ушел на фронт. В январе 1945 года Афанасия Васильевна читает предпоследнее письмо Ивана:
"Шлю массу наилучших пожеланий! Сообщаю: двигаюсь вперед и вперед! Об успехах читайте в газетах и слушайте радио. Я пока жив и здоров. Скоро разобьем гада-фашиста, вернемся с победой. Обо мне не беспокойтесь.
Ваш Ваня".
И мать ждала. Терпеливо. Но радость обошла ее стороной.
Младший сын, Николай, ушел на фронт в августе 1942-го вместе с одноклассниками, выпускниками средней школы № 1. После ускоренного обучения в бронетанковой части на радиста на танке
Т-34 он получил боевое крещение на Дону. А в сентябре 1943-го Афанасия Васильевна получила похоронку: "Ваш сын, радист 4-го Краснознаменного танкового полка старший сержант Н. А. Девятков геройски погиб в боях за Украину и похоронен в четырех километрах восточнее от деревни Суходоловки Полтавской области."
Кто измерит материнское горе.
...Годы шли. Берегла, хранила как зеницу ока эти страшные бумажки... Сердце ныло, не мирилось со смертью сыновей. И вот нежданно-негаданно письмо:
"Уважаемая Афанасия Васильевна! Пишет вам бывший начальник штаба полка, в котором служил ваш сын Иван Андреевич, ныне старший преподаватель академии имени М. В. Фрунзе полковник Сазонов Иван Федорович, доцент, кандидат военных наук. Пусть вас не удивляет это письмо. Оно, конечно, может потревожить ваши начавшие зарубцовываться раны на сердце, нанесенные потерей дорогого человека. Я сейчас работаю над историей нашего ордена Александра Невского 15-го стрелкового полка. Именно для нее нужны мне некоторые дополнительные данные об Иване Андреевиче, подвиг которого найдет в ней достойное место...".
Афанасия Васильевна вздохнула скорбно, беспокойно забегали сухонькие старческие руки и все перебирали истлевшие от времени желтые листочки с полевой почтой, синие и серые солдатские треугольники... Она плакала...
Дочь ее Аня тоже воевала среди 39 асбестовских девчат с апреля 1942-го, по мере сил своих и возможностей защищала небо Москвы. Служила санинструктором в 58-й зенитно-артиллерийской дивизии.
Но, к счастью, вернулась домой.
Красные следопыты Дворца пионеров долго искали могилы братьев Девятковых и все безуспешно. И лишь 6 мая 1988 года в Асбестовский горвоенкомат пришло извещение о том, что могила Николая Андреевича найдена в селе Кустолово-Суходолка Машевского района Полтавской области.
Так в День Победы Анна Андреевна Савина была у могилы брата. Она рассказывала потом, как радушно встретили ее украинцы, как любовно они ухаживают за братской могилой, где нашел свой вечный покой ее брат Николай, 18-летний воин, защитник Отечества.
Зарубцует раны природа,
Но в одном будем мы не вольны:
Не утихнет в душе народа
Гнев Отечественной войны.
А. Попова.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|