В день медицинского работника расскажем о тех, кто вписал свое имя в 120-летнюю историю асбестовского здравоохранения
Мария ГУЛЕВСКАЯ, заместитель главного врача по лечебной части медсанчасти комбината «Ураласбест» (1957-1969), главный врач медсанчасти комбината «Ураласбест» (1969-1984), заведующий отделением медсанчасти комбината «Ураласбест» (1969-1984), заведующий отделением профилактики поликлиники № 4 (1984-2001), врач-терапевт отделения профилактики поликлиники № 4 городской больницы № 1
Мария Романовна Гулевская в Асбест, о существовании которого не слыхивала, прибыла в 1948 году в составе выпускниц Ставропольского медицинского института. Дипломы молодым специалистам вручили в Свердловском облздраве и здесь же назвали город, в котором предстояло жить и работать, «поднимать» здравоохранение.
— Думала, поработаю, сколько положено по распределению, и домой вернусь, — вспоминает Мария Романовна. — А вот — прижилась. Семья появилась, и медицина захватила, не отпустила никуда.
А ведь профессия, как у однокурсницы Маруси Романец (Марии Жидовиновой), не была мечтой детства. В медицинский поступала, потянувшись за девочками из класса, и оказалось — нашла призвание. Хотя, пожалуй, это была особенность поколения, опаленного Великой Отечественной войной: абсолютная преданность делу, идеалам (они, эти идеалы, для своих последователей никуда не исчезли!) и ответственность за все, чем бы не приходилось заниматься.
Доктор Гулевская начинала цеховым врачом: ее назначили заведующей здравпунктом на фабрике № 3. Прошлась по цехам: белый пылевой туман повсюду, в воздухе повисла асбестовая взвесь. Тогда это, представьте, считалось вполне нормальным явлением.
— График работы был таким: прием больных, вызова по «Скорой помощи», лечение в стационаре, — рассказывает Мария Романовна. — А «скорая» увозила меня на очередной вызов прямо с приема. Пациенты сидели, ждали, когда меня обратно привезут. После приема — в стационар, там свои больные.
Вот это специализация — чем больше разного опыта, тем лучше. Впрочем, в то послевоенное время врачей очень не хватало, и «узость» была непозволительной роскошью. То есть не возбранялась, конечно, но доступна оказывалась тем, кто действительно к ней стремился, не забывая о всем остальном. Мария Романовна, начиная медицинскую карьеру на асбестовом производстве, осталась верной профилактике и лечению профзаболеваний — не зря курсы повышения квалификации выбирала именно по профпатологии, пульмонологии, профилактической медицине. Не случайно оказалась в составе врачебно-инженерных бригад, изучая условия труда на комбинате, и делая все зависящее от врача, чтобы эти условия улучшить. Прошло много лет ( Мария Романовна утверждает — «Пролетели, как мгновение»), уже нет в цехах фабрики асбестовой пыли, но профессиональные заболевания — обструктивный бронхит, асбестоз — по-прежнему не изжиты, и доктор Гулевская, как терапевт отделения профилактики, ведет таких больных, стараясь облегчить течение болезни.
Врачебную практику Мария Романовна не прекращала даже тогда, когда ее назначили главным врачом медсанчасти комбината «Ураласбест» (ныне городская больница № 1). Хотя немаленькая была больница: стационар — на 400 коек, поликлиника — на 1200 посещений, 18 здравпунктов на предприятии и 2 медицинских пункта в отдаленных районах, коллектив насчитывал более 600 человек.
— В то время медсанчасть по праву считалась подразделением комбината, хотя лечила весь город, — вспоминает Мария Романовна. — Очень многое делал комбинат для развития главного медицинского учреждения города. Достаточно было сказать директору комбината Александру Александровичу Королеву о том, в чем мы нуждаемся, и к просьбам он всегда прислушивался. Однажды подарил … целый дом, только что отстроенный на улице Ленинградской.
Дело было так: на депутатской комиссии рассматривали вопрос о привлечении врачебных кадров в город. Всем известно, что обеспечение жильем в таком сложном вопросе имеет наиважнейшее значение (на самом деле большинство врачей приехали в Асбест, узнав, что медикам здесь быстро дают квартиры). Мария Романовна, приглашая Королева на заседание, ответила на его вопрос: будем решать, как обеспечить жильем врачей.
Александр Александрович, явившись на заседание, сказал:
— Только что сдали пятиэтажный дом на улице Ленинградской. Отдадим его специалистам медсанчасти полностью.
И заведующая горздравотделом Мария Васильевна Жидовинова, едва придя в себя от неожиданного известия, начала распределять квартиры.
— Больницей я руководила 15 лет, — рассказывает Мария Романовна. — Это были годы, когда много строили, возводили новые лечебные здания на Больничном городке, поликлиники — взрослую, детскую, стоматологическую. И, конечно, лечебная деятельность — состояние больных, консилиумы, назначения, результаты лечения — это на первом месте. Тогда лечили, пока пациент не выздоровеет, а не по стандарту — 10-14 дней, не более. Столько событий, дел, обязанностей, что время не шло — летело. Уже и возраст пенсионный подошел, а меня все не просят освободить должность, даже не намекают! Тогда я сама написала заявление, и отправилась на «передовую», которую сама себе назначила: организовала отделение профилактики в составе больницы, чтобы вплотную заниматься лечением профессиональных заболеваний.
Самых разных, но, конечно, в общей массе преобладают те, что вызваны длительным пребыванием на асбестовых предприятиях. Иногда болезни «прячутся» и «маскируются», требуются различные обследования, чтобы понять причину и поставить диагноз.
— Для меня это самое увлекательное занятие в жизни, — признается Мария Романовна. — Что может быть интереснее, чем разгадывать загадки? Разве не хочется докопаться до сути, выяснить, откуда что взялось?
На самом деле, конечно, не каждый с такими принципами в профессии. Хотя для хорошего диагноста они необходимы.
— Пришла больная с обострением своего «хронического букета», —приводит пример Мария Романовна. —Заболевание у нее профессиональное, на диспансерном учете состоит, лечение получает постоянно. Откуда обострение, даже в институте профзаболеваний не могли понять. А может, и не разбирались, курс восстановительный провели, и все. Но я успокоиться не могла, пока не поняла, в чем дело: больная устроилась на работу посудомойкой. Моющие средства с хлором, горячая вода не просто обострение спровоцировали, а вызвали новое профессиональное заболевание.
Врачебный опыт М.Р. Гулевской составляет 65 лет — это уже не просто специалист, а специалист-энциклопедия… Поэтому Мария Романовна даже не представляет, как с таким «багажом» можно дома сидеть. Каждое утро приходит в свой кабинет в поликлинике, ведет прием, ставит диагнозы, назначает лечение. А когда берет отпуск, пациенты обязательно звонят:
— Мария Романовна, когда вернетесь?
Ирина Атанасова, из книги "Здравствуйте, доктор!", 2014 год
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru