Совсем рядом с Асбестом - промышленные разработки драгоценного металла.
Урал - горный край. Асбест в списке городов Свердловской области, наверное, самый молодой, но он занимает совершенно особое место. Такого ассортимента полезных ископаемых, как вокруг нашего города, нет ни в одном регионе нашей области, да и стране в целом.
Напомним историю промышленного освоения территории вокруг нашего города: все началось с лесозаготовительных работ, следующий этап - золотодобычные работы, поиск цветных камней и разработка хризотил-асбеста.
Идем в поселок Золото
Если вы хотите воочию увидеть остатки старинных промыслов, окунуться в то тяжелое и непростое время, нужно покинуть городскую черту и посетить лесные массивы. Именно так мы и поступили. Пасмурным осенним днем туристическая группа из лицея №9 под руководством педагога М.Л. Черепановой вышла на маршрут. Район выбрали непростой, но очень содержательный как по тематике производственных памятников, так и в плане особенностей ландшафта. Это поселок Золото. На некоторых картах он имеет название Золоторуда.
Высадившись на окраине поселка, туристическая группа проследовала через жилой сектор и, осмотрев все вокруг, запечатлела на цифровые носители окружающую действительность. И как не удивительно, но изменения, конечно, заметные: увидели, что многие дома отремонтированы. Ворота - из металлического листа. Наличники на окнах покрашены, и в огородах появились современные поликарбонатные теплицы. А вот деревянное здание магазина, который в разные времена имел и другие назначения - сборный пункт, центр приема песка - до сих пор закрыт на замок. Здание магазина находится в центре поселка рядом с небольшим ручейком. Если не читать архивные документы и не разговаривать с местными жителями, невозможно представить, что в заросшем камышом ручье, с небольшим прудом у дороги, в XIX веке мыли золото.
При внимательном рассмотрении старых строений можно заметить кованые ручки на воротах - они были изготовлены в довоенный период. Заметны старинные узкоколейные рельсы, прибитые к столбам. Эти рельсы во времена золотодобычи применялись при работе на промывочной фабрике.
Дорога, которой мы двигались, идет через лес в восточном направлении. Она обозначена на всех старых картах. По ней в былые времена ездили в поселок Аптынай и дальше. Можно было попасть и в Сухой Лог. В настоящее время дорога разбита лесовозной техникой.
Вдоль нее на стволах деревьев - отметки зеленой краской. Это результаты недавней деятельности геологов. Три года назад вокруг поселка работала геолого-разведочная группа. В результате остались на местности многочисленные геолого-разведочные скважины, большой карьер и перспектива отработки месторождения золота на несколько десятков лет.
Путь наш пролегает по грунтовой дороге до места расположения старинной фабрики. Остатки корпусов находятся как раз на развилке дороги. Это одно из интересных мест, которое можно осмотреть и сфотографировать. А если еще иметь небольшой запас знаний, можно представить, как действовало производство.
В ста метрах от разрушенной фабрики в недавнем прошлом находились в сохранности несколько шахтных шурфов. Старожилы называли их стволами шахт. Сделаны они были основательно. На стенах - деревянная крепь, выложенная толстыми тесаными деревянными плахами. Рядом с ними и в непосредственной близости к фабрике на фундаменте стоял локомобиль или, как говорили в народе, "паровик", который вырабатывал электроэнергию.
Почти все шахтные стволы были засыпаны землей при планировке площадки бульдозером, а основания «паровика» выкопаны и валяются рядом с корпусами фабрики. Но оставшиеся бетонные фундаменты можно осмотреть, запечатлеть на память остатки металлических механизмов, которые сохранились во внутренних помещениях, и сделать селфи. Чем и занялись экскурсанты.
Сооружения фабрики находятся на перекрестке дорог. Если пойти влево по накатанной грунтовой дороге, мы выйдем на старинную Покровскую дорогу. И в начале ее, почти прямо от бетонного основания старой фабрики, идет просека. Она была сделана в период индустриального подъема Советского государства. Прорублена специально для доставки нового оборудования на золотопромывочную фабрику. И если использовать современные компьютерные методы и посмотреть через спутник, можно увидеть, как просека, отходящая от остатков фабрики, упирается в полотно железной дороги. Именно оттуда, по лесу, при помощи конной тяги и ручного труда рабочих по каткам на вагах на фабрику были доставлялись крупногабаритные механизмы.
Но мы пойдем по дороге, которая идет вдоль реки. Здесь же, параллельно дороге, в южном направлении, -сливная канава. В нее после промывки породы сливали воду, которая самотеком по канаве стекала в сторону реки Рефт. Вдоль этой канавы и пролегал наш путь. Спокойным шагом группа дошла до берега реки.
Здесь осмотрели заросшую площадку, где в годы советского периода располагался дом отдыха для трудящихся поселка Золото, и по узкой тропе спустились к воде. Из-за отсутствия дождей воды в реке в этом году мало. Вдоль берегов выше уровня воды виднеется большое количество серых камней.
На повороте реки, там, где возвышаются отвесные скалы, на одной из гранитных поверхностей высечен барельеф В.И.Ленина. Еще дальше, за небольшим поворотом реки, -неровная площадка от старой мельницы, которая была построена в 1841 году.
Музей под открытым небом
Через час группа вышла на кромку огромной поляны, где в дореволюционный период был поселок. Именно здесь, на берегу небольшой речки Норной, в далеком прошлом велись активные работы по добыче золота из песка. А сейчас здесь разбит лагерь сухоложского энтузиаста В.А.Расщупкина.
На территории туристического центра любознательным школьникам посмотреть, конечно, есть что. Да и у взрослых, попавших сюда первый раз, думаю, впечатлений останется много. Тут оборудована пара жилищ - нечто среднее между землянкой и балаганом. А вокруг расставлено еще несколько чугунных печек, на которых можно готовить горячие блюда, и одна нестандартная -для копчения мяса или рыбы. Посредине установлен большой обеденный стол, застеленный клеенкой, и тут же рядом из широких плах сделаны сиденья вокруг костровища
Прямо под открытым небом разместилась небольшая музейная экспозиция. Все экспонаты, разложенные на деревянных поддонах, подняты со дна реки или найдены в близлежащих лесных пространствах. И посмотреть есть на что, как в плане разнообразия - горных пород, так и на старинные изделия из дерева и металла.
Еще одна достопримечательность, ради которой стоило прийти сюда - каменные в печи. В непосредственной близости от лагеря - две такие. А если пройтись по лесу в радиусе полукилометра, можно найти еще с десяток печей, в разной степени сохранности. Но, надо признать, они разрушаются прямо на глазах.
С момента прошлого посещения этого места прошло меньше года, а одна из самых больших и зрелищных печей уже заметно изменилась не в лучшую сторону. От всех печей в основном остались только большие обвалованные ямы и выложенный каменной кладкой арочный свод, через который производили розжиг и загрузку топлива.
Есть в этом районе еще одна рукотворная достопримечательность, которую даже туристы и путешественники со стажем никогда не видели -лесные ключи.
В водоносном слое пробурена неглубокая скважина и вставлена труба с небольшим переходником. За счет разности диаметров создалось давление, и теперь вода из ключа под напором бьет горизонтальным фонтанчиком. Свежей холодной водицы попробовали все.
А всего в ста метрах - река Рефт. Выйдя на берег, осмотрели русло и прилегающую территорию. По словам старожилов, в этом месте когда-то существовал брод. Подобная информация закреплена и на топографических картах. Пытаемся выяснить, где в былые времена находился брод. Дело в том, что берег подмыт вешними водами и обрыв составляет до полутора метров. А в месте, где должен быть брод, подходы к реке, как правило, с пологим уклоном. Да и в месте перехода через реку на дне камней быть не должно.
Пройдя вдоль реки в обоих направлениях, мы такого спуска не обнаружили. Зато на прибрежной отмели, которая густо покрыта илом, в большом количестве увидели следы косуль - животные приходили на водопой. В этом же районе - большое количество лёжек - животные грелись на солнце.
После осмотра и фотографирования всех интересных объектов туристы расселись на обед. После трапезы и непродолжительного отдыха двинулись в обратный путь. Дорога уже знакома, а в сторону дома ноги сами несут хозяина. Но любознательные туристы решили напоследок осмотреть современный карьер, который расположен совсем рядом с поселком.
Выйдя на борт карьера, окинули взглядом отработанное пространство. Начало разработок было еще лет восемь назад. С того времени карьер вырос в своих размерах - площадь карьерного поля увеличилась почти раз в десять, на северном борту мы увидели современный производственный ангар.
А на территории карьера и у производственного ангара складированы большие кучи породы. На бортах карьера также выставлены парные деревянные колышки с разноцветными лентами. Скорее всего, дело рук геологов -обозначение содержания горных пород.
По следам грузовых автомобилей, аккуратным экскаваторным забоям можно сделать заключение, что работа кипит. А сегодня - суббота, в карьере - затишье.
Туристам осталось выйти к дороге, отдохнуть и вернуться домой...
А. Копырин
|