И мы, старшее поколение,знаем, как досталась нам эта Победа, за счет кого и чего мы победили, знаем своих героев.
Знаем и о невосполнимой утрате - гибели в этой войне наших родных.
Всего в моей родне воевали с фашистами 16 человек. Не уверена, что посчитала всех. Из вернувшихся домой все имели ранения разной степени тяжести. Никто из них не дожил до глубокой старости, к настоящему времени никого уже нет в живых.
Когда началась Великая Отечественная война, мне было шесть лет. Помню, как провожали отца, Алексея Михайловича Таскина на фронт. Его вызвали с работы - он был начальником отвала асбожелдороги треста "Союзасбест". Помню слезы и причитания мамы, родных. Тогда я и поняла, что война - это ужас! Ужас с большими и страшными глазами. Уходя, отец взял меня на руки, поцеловал - прикосновение его шершавых щек я ощущаю до сих пор.
Отец воевал на фронте в составе 338-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона под Ленинградом. Голод, болезни, крошечный паек - все эти страшные блокадные будни испытывали и наши солдаты, защищая Ленинград. В 1944 году получили извещение о смерти моего отца. Умер он от пулевого ранения в брюшную полость и похоронен в городе Кенгисеппе Ленинградской области.
Одновременно с отцом на фронт был призван и мой дядя - Николай Федорович Габов (муж младшей сестры отца). Работал он в управлении фабрики №2 "Гигант". Хозяйственник - так он называл свою должность. Мы, малышня, очень любили дядю Колю. И он нас любил: с удовольствием играл с нами в прятки. Своих детей с тетей они завести не успели. Дядя погиб где-то под Севастополем. И, к сожалению, больше о нем мы ничего не знаем.
Наши мамы - святые женщины! В то суровое время они работали, не покладая рук. Трудились за себя и за ушедших на войну мужей, родственников. Уставшие, они приходили с работы, и на их хрупкие плечи обрушивались бытовые заботы: наколоть дров, принести воды, из ничего приготовить обед. Какое питание было в то время? Жутко вспоминать: небольшой кусок хлеба, лебеда да крапива. Хлеб был сырой, темный, но нам казалось, что вкуснее ничего и нет. Помню, как делили его на кусочки, чтобы хватило на весь день, прятали.
Чтобы получить хлеб на всю семью, надо было выстоять в магазине огромную очередь и не потерять карточки на него. Как мы выжили с таким питанием, с ужасными условиями быта,с нехваткой буквально всего, что нужно для жизни -одному Богу известно.
У родителей нас было четверо: брат и три сестры. В 1943 году ушел воевать мой брат Яков Таскин. До этого успел немного поработать на заводе АТИ. Он, слава Богу, вернулся с фронта, окончил Ленинградскую академию связи и всю оставшуюся жизнь посвятил военной карьере. Дослужился до полковника, но сказались ранения - в семьдесят лет его не стало. В последние годы жил с семьей в Запорожье, там и похоронен.
В 14 лет на завод "УралАТИ" пошла работать и моя старшая сестра Ирина Таскина (Сычева). Она была невысокая, до станка не доставала, поэтому под ноги ей ставили ящик. Эти малолетние подростки, вместо игр и развлечений рано познавшие нужду и горе, засыпавшие на ходу, также работали на нашу Победу. Какие у них были "счастливое" детство, отрочество и юность, убедительно описал Почетный ветеран"УралАТИ" А.В. Пономарев в книге "Гвардейцы тыла”.
Это лишь краткая история моей семьи. Но она типична для всех семей того трудного военного времени. Всем тогда было тяжело, но особенно тем, чьи отцы сложили свои головы за Великую Победу.
Говорят, война не окончена, пока не найден последний солдат. До сих пор их ищут. Время было тяжелое, бои - страшные, учет военнослужащих был затруднен, а иногда и вовсе невозможен. Отсюда - ошибки и неточности в документах, что осложняет поиски. Но надежды терять нельзя.
В. Азова.
1. Отец Алексей ТАСКИН до войны работал начальником отвала асбо-желдороги треста "Союзасбест". Фото 1939 года.
2. Рядовой Алексей ТАСКИН был ранен 2 марта 1944 года и умер на следующий день в 924-м эвакогоспитале. Похоронен в Кенгисеппе Ленинградской области. Фото с фронта, 1943 год.
Брат Яков ТАСКИН прошел Великую Отечественную войну. Получив образование, свою жизнь посвятил военной карьере. Дослужился до полковника. |