На фронт призвали в 1944 году. А нынче Гафуру Галиханову вручили юбилейную медаль "75 лет Победы в Великой Отечественной войне".
В свои 92 года Гафур Галиханович Галиханов мудро подводит черту: ничего не откладывайте на потом, ведь в прошлом осталось больше, чем в будущем... И сам продолжает торопиться жить - не жалуясь, а получая удовольствие от самого обыденного: в магазин сходил; из ямки в гараже достал овощи, выращенные на даче; надев парадный пиджак с наградами, побывал на торжестве в Центре культуры и досуга.
В числе первых в феврале ветерану комбината "Ураласбест" Г.Г.Галиханову вручили медаль "75 лет Победы в Великой Отечественной войне". Автоматчик-стрелок Красной армии, он - из поколения последних призывников на фронт, 1927 года рождения. Или 1928-го... В документах и метриках Галиханова до сих пор даты разнятся, но в его долголетии плюс-минус год уже особого значения не имеет. А вот в ноябре 1944-го, как положено, 17-летний Гафур был призван на военную службу.
Родился он в Башкирии. Многодетная семья безбедно жила в деревне Байшады Бураевского района - много трудились в колхозе, в личном хозяйстве держали скотину, поэтому не голодали. Отец часто брал сына в поле, где работал на жатке, убирая урожай. Будто предчувствовал, как пригодятся пацану отцовские навыки.
В 1941-м в деревне сгорела школа, так после шестого класса оборвалась учеба Гафура. В первые месяцы войны ушел на фронт отец, и подросток по-взрослому впрягся в работу. Техники в колхозе не было, и даже лошадей, что покрепче, забрали на фронт. Огромные поля засевали рожью, пшеницей, овсом, гречихой, чтобы сполна снабдить продовольствием армию. Женщины и дети работали на износ. На каждую частную корову был план сдачи молока, которого на скудных кормах буренки давали мало. Лишь осенью, когда был наполнен "общий котел", кое-что перепадало семье. Но никто не роптал, все понимали - на фронте тяжелее.
Вместе с похоронкой на отца в 1942-м из сельсовета принесли армейскую газету с описанием боя, в котором погиб глава семейства. Новости в глухомань, где не было даже радиоточки, приходили с большим запозданием, и люди особо не знали, что творится на полях военных действий. Только регулярно поступали извещения о гибели односельчан - деревня овдовела.
Горькой правдой с Большой земли стали еврейские семьи, эвакуированные из Одессы: больные, изможденные - неизвестно сколько и какими путями они добирались до башкирской деревни. За шестьдесят километров из райцентра Гафур на повозке тоже доставил очередную группу. Всех определили на постой, накормили, вылечили. Потом все вместе много работали.
В ноябре 1944 года в обозе с новобранцами Г. Галиханов ехал на армейскую службу. За плечами - вещмешок с недельным запасом сухарей, заботливо собранный матерью. Пересадив молодежь в товарные вагоны, отправили состав за тысячи километров - на Восток. Месяц провели в карантине в Тоцких лагерях Оренбургской области, где на спецполигоне всю войну советские солдаты проходили подготовку перед отправкой на фронт.
29 декабря, в канун победного 1945 года, Г. Галиханов принял военную присягу. На службу определили в 95-й запасной стрелковый полк, который дислоцировался под городом Калинином. Молодой автоматчик изучал оружие, участвовал в занятиях на стрельбищах.
9 Мая ранней побудкой в пять утра все узнали о капитуляции фашистской Германии. В новом обмундировании не стреляные бойцы прошагали в колоннах по городу. Их приветствовали как победителей.
Великая Отечественная война закончилась, но служба продолжалась. Почти месяц их эшелон двигался в неизвестном направлении. Расспросов, болтовни среди солдат не было - все давали подписку о неразглашении военной тайны. В итоге часть высадилась на территории Монголии.
События развивались стремительно. 8 августа 1945 года - через два дня после американской атомной бомбардировки Хиросимы - Советский Союз объявил войну Японии. Красная армия начала наступление одновременно на трех фронтах - к востоку, западу и северу от Маньчжурии.
Как подтверждает справка из Центрального архива Министерства обороны СССР от 1984 года Т.Г.Галиханов участвовал в боевых действиях в августе-сентябре 1945 года в составе действующей армии Забайкальского фронта в стрелковой роте 18-й механизированной бригады Днестровского гвардейского полка".
Несколько дней взвод автоматчиков пешком добирался до границы с Китаем. А там -на броне танков въезжали в небольшие китайские города. Был 50-километровый марш -бросок вдоль Хинганского хребта. Пока часть преодолевала преграды, двигаясь к поставленной цели в сложных условиях, Япония капитулировала.
Вторая мировая война закончилась, но служба Г. Галиха-нова продолжалась еще в течение шести непростых лет. Будучи стрелком 28-й отдельной учебной роты обслуживания, он охранял склады и вокзалы в районе китайского города Синьминь. И там заболел. По предположениям, заразу распространили японцы. Эшелон заболевших солдат вывезли с сопредельной территории в Читу. Гафур переболел возвратным тифом, в лежку пролежал 25 суток, во время приступов температура зашкаливала за 41 градус. С трудом, но молодой организм справился с тяжелым недугом. По долгу службы было еще предостаточно переездов - последний год Гафур был стрелком 49-го отдельного взвода охраны Управления контрразведки Забайкальского военного округа.
Несмотря на почтенный возраст, Гафур Галиханович без труда перечисляет десятки географических названий, города и районы стран, где довелось служить, исторические факты, которые проходил не по учебникам. Поучиться ему удалось только после демобилизации в Свердловске: работая на Верх-Исетском заводе, на вечерних курсах ДОСААФ получил водительские права. С этим багажом и вернулся в Башкирию, в родную деревню, где требовалось помочь заболевшей матери. В колхозной МТС рукастый специалист был нарасхват - управлял тракторами, ремонтировал технику. Приглянулась местная красавица-скромница Минникия, с которой создали крепкую семью - родились две дочери. Так бы и жили не тужили, если бы не "оттепель" 60-х: закрылась МТС, и потянулся народ из деревни в город.
К далекой родне приехали Галихановы в незнакомый Асбест, начав все с нуля на новом месте: купили домишко, Гафур устроился на автобазу № 34. Жена занималась хозяйством и дочками, ведь малышки толком даже русского языка не знали. Но Гафур и здесь стал надежным тылом семьи. В 1972 году он перешел работать в цех горно-транспортных и путевых машин комбината "Ураласбест". И без малого двадцать лет был водителем микроавтобуса. По службе ни одного замечания - только благодарности и премии. Имя Г.Г. Гапиханова занесено в Книгу Почета автотранспортного предприятия.
С женой душа в душу прожили пятьдесят лет. После ее ухода из жизни с домашним хозяйством Гафур Галиханович справляется сам, стараясь не быть ни для кого обузой.
- Жизнь родителей для меня - эталон семейного благополучия,- рассказывает старшая дочь. - Они во всем поддерживали друг друга, нам с сестрой помогали учиться, вставать на ноги, получить достойное образование и профессию.
Елена Гафуровна с теплотой вспоминает, как отец обшивал всю семью. Ко всему прочему Гафур Галиханович -отличный портной, мастер золотые руки. Всегда одевал своих девочек по последней моде: сам шил все - от пальто до нарядных костюмов. Жена вязала, и период поголовного дефицита семья прожила безбедно. Сегодня у Гафура Галихановича - большая семья: два внука и две внучки, три правнучки. За их счастливую жизнь воевал и погиб его отец - фронтовик Галихан Фатиев. Вспоминая об этом, ветеран смахивает слезу: он старался жить честно, как завещал отец. И показал несколько фотографий, объясняя: на душе отлегло, когда внучка Юля, оказавшись по воле случая в Тульской области, сумела отыскать в Арсеньевском районе среди братских захоронений памятник советским воинам, погибшим здесь во время жестоких боев. В списках на каменных плитах нашла фамилию прадеда и возложила иветы. Так в этой семье ожила весточка из войны. Значит, память будет вечной - передаваться от поколения к поколению.
Л. Сиялова,
"Уральский хризотил"
|