Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 5. Егорьевцы
Приказ об эвакуации на Егорьевский завод «Тормозная лента» поступил 20 октября 1941 года. Приказом директора завода П.Н. Елисеева была создана бригада по демонтажу и отгрузке оборудования в кратчайшие сроки. Руководителем бригады был назначен заместитель главного механика по ремонту Михаил Гаврилович Пурэ. По его воспоминаниям, в бригаду входили не только специалисты завода и рабочие, но и стройбатовцы. Среди специалистов выделялся мастер по ремонту аппаратного цеха Денис Иванович Фроловский. Опытный работник, он досконально знал оборудование цеха, мог уверенно указать - с какого аппарата эта вот шестеренка, а с какого вал.
Демонтаж, и особенно погрузка шли не так быстро, как хотелось, по мере поступления вагонов, а их не хватало. К тому же, нередкими стали и бомбежки. Немцы бомбили Шатурскую электростанцию, по пути залетали и в Егорьевск. Разбирать, грузить и отправлять вагоны пришлось не в один заход, а в течение всего ноября. Последняя группа вагонов с оборудованием и людьми была отправлена только пятого декабря. А первая группа прибыла в Асбест 19 ноября. Из воспоминаний Л.А. Овчинникова, прибывшего тем составом:
«В пути были 19 дней. Ехали в двух теплушках, оборудованных на платформах. Никто до этого в Асбесте не был, конечно, волновались. Встречал нас представитель Ленинградского завода АТИ, прибывшего раньше. А на улице по-зимнему морозно и снежно, за вещами прибыл возчик в тулупе на санях-розвальнях. А мы, несколько десятков мужчин, женщин и детей, пешком шли до здания Дворца культуры, где нас временно и разместили. Здесь уже работала часть оборудования Ленинградского завода, выпускалась первая продукция. Были созданы и уже работали все отделы заводоуправления. В нашей группе были люди разных профессий: ткачи, мастера, слесари, токари, специалисты завода. В их числе главный энергетик И.А.Рязанов, техник-ткач Ф.А.Шилов, мастер ОТК цеха промтехники О.Г.Архи-пова и др. Всего из Егорьевска прибыли 45 человек и 48 единиц оборудования. Пусть не покажется этого мало, ведь только кар-дочесальный аппарат в собранном виде занимает место целого железнодорожного вагона! А таких аппаратов было четыре.
Из Ленинграда раньше приехали в Асбест 66 человек и 64 единицы оборудования. До конца 1941 года прибыло еще оборудование с людьми из Ярославля с асбестового завода, но оно было довольно громоздким, занимало 22 железнодорожные платформы. Это была бумагоделательная машина, которая не отвечала нашему профилю, и ей уже просто не было места, её в 1942 году отправили обратно, оставив только станок для чистки колец «Гарднер», а вот шестеро ярославцев остались.
Таким образом, к концу 1941 года в Асбест прибыли 116 человек и 113 машин и агрегатов.
Оборудование по уже проторенному пути под руководством М.Г.Пурэ, было перевезено на завод, и сходу начался его монтаж в основном на втором и третьем участках.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|