Предлагаем вниманию асбестовцев книгу земляка об истории становления завода АТИ в военные годы.
Глава 12. Первые итоги
В 1941 году, начиная с августа, завод только обустраивался, велся монтаж оборудования, но уже в сентябре была выпущена первая продукция. А всего до конца года было изготовлено:
ткани асбестовой - 0,6 тонны,
дисков сцепления - 4,4 тысячи штук,
ленты Феррадо - 44,7 тысячи метров погонных,
набивок асбестовых - 82,3 тонны,
нити и шнуров - 47,6 тонны.
В 1942 году завод, можно сказать, уже твёрдо встал на ноги. Это видно из годового финансового отчёта. Складывался, укреплялся коллектив. Если в 1941 году всего приехали 116 рабочих и специалистов, то в 1942 году списочный состав работников составлял уже 890 человек. Был освоен весь основной ассортимент (кроме паронита) продукции эвакуированных заводов. Несмотря на нехватку сырья, материалов, запчастей, оборудования, завод в основном выполнил годовое задание.
Было выпущено за 1942 год:
ткани асбестовой - 79 тонн,
ленты тормозной -19 тысяч м2 или 323 тысячи погонных метров,
дисков сцепления - 150 тысяч штук,
набивок прорезиненных - 64 тонны,
набивок асбестовых - 232 тонны,
набивок неасбестовых - 118 тонн,
нити и шнуров - 102 тонны,
пух-шнуров - 9 тонн,
фильтропластин - 254 тысячи штук,
фильтроваты - 8 тонн,
армполотна - 59 тысяч квадратных метров.
Здесь объединены все виды набивок и лент, а всего к концу года выпускалось 27 наименований нашей продукции. Было небольшое недовыполнение по некоторым видам изделий, но эти изделия составляли всего 10 процентов от общего объёма. Но и здесь имелись объективные причины - недостаточной была производительность кардо-чесальных аппаратов (КЧА) из-за оснастки и нехватки деталей, перебои с поставкой латунной проволоки и недостаток оборудования для её обработки. Нестабильным было и снабжение асбестом текстильных сортов, несмотря на то, что фабрики были рядом. Специалисты и рабочие делали всё возможное, чтобы устранить эти недостатки или, как тогда говорили, «расшить узкие места». Так, если в начале 1942 года в рабочем состоянии было шесть аппаратов КЧА, то к концу года работали уже десять, два собрали из старых деталей, ещё два вывели из простоя.
В проволоко-тянульном цехе своими силами (мехмастерс-кая) изготовлены и установлены два станка для предварительного волочения проволоки, что значительно повысило производительность участка. В набивочном цехе сделано и установлено дополнительно пять машин. Здесь же ещё две вертикальных и три горизонтальных машины для изготовления шнуров 6-25 миллиметров.
В то время уже начиналась активная рационализаторская работа, многого не хватало, приходилось выдумывать, заменять, пробовать. А с оформлением документов на поданные предложения тогда не спешили, да и не все ещё знали, как это делается. Просто придумывали, делали, ставили и вознаграждения не ждали. Да и человека, отвечающего за рационализацию на заводе, долго ещё не было.
Тем не менее, творческая мысль уже тогда работала в полную силу. Вот что в октябре 1942 года писал «Асбестовский рабочий»:
«Большое дело.
Для производства основной детали ежемесячно расходовалось большое количество бензина. Военная обстановка поставила перед коллективом задачу - экономить дефицитное сырье.
В результате ряда работ, проведенных начальником лаборатории т.Дыкман, начальниками цехов т.т. Маньковским и Ганшиным, была разработана новая рецептура: бензин частично заменили водой.
Проведенные испытания показали, что продукция, полученная на водной эмульсии, по качеству не уступает прежней и вполне удовлетворяет все технические условия.
Только за сентябрь и октябрь заводом сэкономлены десятки тонн бензина.
Кроме того, из-за отсутствия вредных паров бензина значительно улучшились условия работы.
Директор завода М.Пойзнер».
В этом же году в цехах появились первые стахановцы-передовики. Сначала это были, естественно, приехавшие с эвакуированных заводов работницы, но очень скоро и местная молодёжь, набравшись опыта, уже им не уступала!
В коллективе сразу же развернулось соцсоревнование за досрочное выполнение заданий. Между цехами, сменами, бригадами и рабочими заключались договора, а итоги подводились регулярно и наглядно. Первым победителем среди цехов стал небольшой, но дружный коллектив проволоко-тянульного цеха.
О заводских стахановцах вскоре узнали и в городе. Газета «Асбестовский рабочий», начиная с 1942 года, регулярно писала о заводе, его делах и людях. В заводском музее собран не один большой альбом с материалами городской газеты о заводе. Так в марте 1942 года в заметке «Помогают фронту» парторг А.П. Мамаева писала:
«Работница Румянцева выполнила февральский план на 169%, в отдельные дни она даёт до 3-х норм. Работница Евдокимова недавно начала работать, а сейчас даёт более 140% нормы.
Журкина, Татур, Сивухина выполняют задания на 135-150%.
Неплохо освоила свою профессию т. Ворожнина, выдвинутая из уборщиц.
-Стахановским трудом я помогаю мужу, находящемуся на фронте, - говорит Ворожнина.
Под руководством мастера Голиковой выросли стахановцы: Молчанова, Иванова, Коковина, Пакулина. Многие работницы стали бригадирами. Из них выделяются - Яковлева, Соколова, Баркан, Макарова, Петрова».
Голикова была мастером, потом начальником набивочного цеха, так что все её подопечные - набивщицы».
А в конце года в газете была ещё одна из многих заметок:
«Лучшие стахановцы завода АТИ показывают отличные результаты труда. В течение ноября и за 20 дней декабря они систематически перевыполняют нормы выработки. Тов. Шершнева,
Корюкалова, Рязанова, Иванова, Дмитриева, Макарова дают от 123 до 140% ежедневно».
С Екатериной Михайловной Груздевой (Корюкаловой) мне довелось встретиться и поговорить. Вот что она рассказала: «Приехали в Асбест из Белоярки. В семье четверо детей, два брата да две сестры. В 1941 году закончила 5 классов и 10 октября пришла на завод, было мне семнадцать лет. Все оборудование стояло еще на улице, только привезли. Разбирали мусор, помогали ставить машины. Начальник цеха Блинов учил вязать шнуры на барабанах, а потом само собой получилось, что стала ватерщицей. Работала на одной машине с Ниной Шершневой (Соколовой). А потом и в ее комсомольско-молодежной фронтовой бригаде».
Екатерина Михайловна всегда была среди передовиков, обучила своей профессии много молодежи. Отработала на заводе 30 лет, вышла на пенсию в 1970 году. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» Сейчас на заслуженном отдыхе.
ГРУЗДЕВА (Корюкалова)
Екатерина Михайловна,
Многие из первых стахановцев возглавили потом «фронтовые бригады», о них речь пойдёт позднее. Передовики поощрялись первое время чисто морально - флажок на станке, да имя на доске показателей. По воспоминаниям ветеранов, иногда выдавали женщинам ткань на косынки, мужчинам - транспортёрную ленту для подшивки обуви. Были и стахановские обеды, по тем временам и это было наградой.
А.Г. Чумачева вспоминала, что за перевыполнение нормы иногда премировали «биркой» на горячий обед в столовой, а обед состоял из одного блюда - супа с крупой или лапшой. Но это было посущественней, чем кусок ленты.
Уже в 1942 году коллектив завода, добившись высоких показателей в труде, отмечался среди передовых предприятий города. Это первый полный рабочий год коллектива, в нём было отработано 363 дня. Это был год испытания на прочность, как всей страны, так и завода, и заводчане это испытание с честью выдержали.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.
|