22 июня 1941 года. Раннее утро. Улочки горняцкого города пустынны. Изредка покажется прохожий, гулко стуча по деревянному тротуару, и снова тишина. В ней по-прежнему раздаются редкие свистки паровозов или сигналы электровозов и временами дребезжащий лязг экскаватора, когда ковш его, врезаясь в породу, встречает сильное сопротивление. Начинался на редкость яркий, солнечный день, который по-особенному радует душу уральца, не избалованного теплом.
Газета - кладезь исторических фактов. Попробуем восстанови историю далеких лет в лицах из старой подшивки.
(Продолжение)
Из рассказов о городских проблемах военного лихолетья, я использую опубликованные рукописи бывшего начальника военного отдела Асбестовского ГК КПСС Ивана Григорьевича Кочергина и рабкора "Асбестовского рабочего", Александра Андреевича Девяткова, работавшего тогда заместителем председателя горисполкома.
С началом Великой Отечественной войны перед Асбестом во весь свой неимоверный рост встали совершенно новые задачи: в кратчайший срок перестроить всю жизнь на военный лад. Первоочередным и наиважнейшим делом являлись мобилизация военнообязанных и отправка их в места формирований воинских частей. Призывной пункт находился поначалу при Дворце культуры, где собиралось огромное число людей. Горвоенком Павел Иванович Зорин опирался на помощь военного отдела горкома КПСС.
Ушли на фронт за четыре года 9045 человека В числе самых первых партийные и советские работники: секретарь горкома партии Михаил Алексеевич Лисов, заведующий отделом пропаганды и агитации Михаил Львович Ревич, заместитель председателя горисполкома Петр Иванович Дубленных, секретарь горисполкома Анатолий Павлович Фомин, директор ремонтно-механического завода Анфиноген Константинович Головин, директор РУ № 12 Владимир Никитич Бодовский... Все они погибли в ратных боях за Родину.
То и дело Асбест провожал на фронт самых верных своих сыновей и дочерей. В начале августа 1941 года уехали в Свердловск 200 добровольцев. После ускоренной спецподготовки на курсах связистов в первых числах декабря они уже участвовали в боях под Москвой...
В первые же месяцы войны в Асбест начали прибывать эвакуированные предприятия со своими специалистами и их семьями. Первый эшелон на станцию Асбест 9 августа 1941 года доставил завод АТИ из Ленинграда.
Л. Я. Лунев рассказывал:
- Для аккумуляторного и калориферного предприятий, эвакуированных из Харькова и Ростова (оба стали номерными заводами - № 575 и 1 Государственного Комитета Обороны), отведен пустырь на южной окраине города, где за две-три недели с помощью трудящихся треста "Союзас-бест" и на его средства построены каркасные деревянные корпуса с производственной площадью 27 тысяч квадратных метров. Одновременно с возведением их монтировалось оборудование. Это был поистине героический труд.
Слюдяная фабрика разместилась в недостроенном трехэтажном доме на улице Уральской (в нем располагается отдел кадров АО "Ураласбест”). Все эти прибывшие с Запада предприятия вскоре начали выпуск продукции для военных целей .
Единственный в Советском Союзе завод № 575 удовлетворял потребности всех танковых заводов. Вся неисчислимая армада танков воевала на асбестовских аккумуляторах.
Из Асбеста поставлялись для фронта с заводов № 1 и РМЗ гранаты и гильзы, мины, корпуса для реактивных снарядов к "катюшам", бронебойные снаряды. Слюдяная фабрика выпускала слюдяные набивки для свечей самолетов и танков, изоляционные материалы для радиопромышленности. Трест "Союзасбест" отгружал стратегическое сырье - асбест.
Изумрудные копи добывали изумруды и изумрудную зелень. Они продавались за доллары, которые превращали тоже в вооружение. Был быстро освоен новый ценнейший минерал для легкого, но стойкого металла, применяемого для самолетостроения. За производство его несколько человек из ГМК-3 были удостоены звания лауреатов Государственной премии.
(Продолжение следует)
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|