Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
На рассвете 17 октября взмыли сигнальные ракеты, забухали пушки, заговорили пулеметы. Одним из «максимов» уверенно распоряжался Захар Берсенев.
«Команда: «В атаку!» Правый фланг бросается на колючую проволоку. Белые нас режут вовсю, но вот наступает мгновение — миновали колючку. Белые не стерпели: оставляя все в окопах, в панике бегут. С обеих сторон раненых и убитых подходяще...»
Основные силы дивизии Голицына разгромлены. В районе Баранчинского завода противник, оказав незначительное сопротивление, откатился на юг.
«В Баранче организуем первые ячейки РКП(б). Празднуем годовщину революции спектаклем «На стояние к противнику, был полностью уничтожен» Пришлось отступать...»
Командир полка Ослоповский и военком Юдин ни на минуту не покидали боевые порядки. В решающий момент атаки комиссар возглавил штурмовую группу.
Из дневника:
«Красноармейцы с винтовками наперевес кинулись на белогвардейские цепи. Началась паника, но отступать противнику некуда: 6-я рота в тылу закрыла отступление».
Так подготавливалось большое контрнаступление Красной Армии. 29 мая 1919 года штаб Восточного фронта принял телеграмму Ленина, адресованную членам РВС:
«Если мы до зимы не завоюем Урала, то я считаю гибель революции неизбежной. Напрягите все силы...»
Летом 3-я армия начала освобождение Урала от колчаковщины. В дневнике пулеметчика Захара Берсенева появляются главки «На Урал. Сшибаем белых», «От Перми до дому», «От Камышлова до села Усть-Ламенское»...
На сибирской реке Ишим старшина 7-й роты Захар Берсенев был дважды ранен. Из полка выбыл» 1-й крестьянский коммунистический краснознаменный добивал врага без своего летописца. А впереди Южный фронт, борьба с махновцами, Сиваш и Перекоп...
В двадцатые годы Захар Берсенев осел в Асбесте. Он редкостный столяр-ударник, рационализатор, депутат, рабочий корреспондент, активист бюро красных партизан, непременный инициатор патриотических начинаний: то первым отдаст свой заработок на постройку самолета «Изумруд», то внесет средства в фонд детей республиканской
Испании или своим примером поддержит государственный заем в годы Великой Отечественной войны...
Инвалид, он 22 июня 1941-го написал в Асбестовский военкомат заявление:
«Я готов занять прежнее место у пулемета «максим», с которым провел дни гражданской войны...»
Когда ему отказали в отправке на фронт, он все силы отдал работе на оборону, соревнуясь со своей дочерью стахановкой Аней. Были дни, когда Берсенев выполнял норму на 1870 процентов.
И все-таки душа красноорловца осталась там, «на той далекой на гражданской...». Долгие годы Захар Степанович будет восстанавливать события своей боевой молодости по следам походного дневничка, запечатлевшего доблестных воинов революции, бойцов первого призыва.
На первой странице воспоминаний появится посвящение:
«Тому, кто первым пошел по зову Коммунистической партии; кто призван на борьбу против белых и геройски защищал Советы; кто, невзирая на холод и голод, побеждал белые наемные банды; и всем тем, кто сейчас стоит на защите кровных завоеваний Октября...»
Есть заслуга Захара Степановича в том, что в 1958 году в Катайске было торжественно отмечено 40-летие полка «Красные орлы», на встречу съехались ветераны со всей страны. Многих из них разыскал Берсенев.
Радостной была эта встреча. Как родные, обнялись бывшие пулеметчики Е. М. Шумкова, 3. С. Берсенев, Ф. И. Голиков, начальник штаба Л. А. Дудин и его помощник А. Л. Мясников, помощник комполка С. Т. Акулов, комбаты Н. А. Баженов и А. А. Полуяхтов... Красноорловцев было еще немало в ту пору. И все они горевали, что погиб в боях с колчаковцами военком, черноморский матрос А. И. Юдин, скончался от ран знаменосец Я. Е. Овсянников, не дожил до этого дня легендарный рыцарь революции Ф. Е. Акулов. Не было в живых и других героев полка. С болью писал об этом в своей тетрадке красноорловский Пимен.
А вот на 50-летие полка его летописец уже не приехал, как не приехали десятки других красноорловцев.
Один за другим уходят воины лучшего полка Красной Армии. И остается в народе память о «Красных орлах», летавших над просторами Урала, Сибири и Украины. В честь прославленного полка названы улицы и музеи, колхоз в Курганской области, железнодорожный разъезд на Среднем Урале.
Будем и мы помнить Захара Берсенева, Дмитрия Исакова, Алексея Иванова, добровольцев полка «Красные орлы» из нашего города.
Однажды Захар Степанович написал такие строки:
Мы миру всему расскажем
О ваших геройских делах,
Отдавшие жизнь за Советы,
Ходившие в «Красных орлах».
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|