К тому же за оборудованные места складирования придется раскошелиться самим.
В процессе обсуждения мусорной реформы незаметно ушли на второй план вопросы утилизации отходов I и II классов опасности. К этим категориям относятся ртутные термометры и лампы, батарейки, аккумуляторы и автомобильные шины. Выбрасывать эти предметы в мусорные контейнеры населению запретили еще в 2017-2018 годах. Но альтернативных мест, предназначенных для сбора таких отходов, за последние три года так и не появилось.
Утилизация по договору
Отходы высокого класса опасности, с которыми мы сталкиваемся чаще всего - ртутные и энергосберегающие лампы. Этого добра хватает и в быту, и на производстве. Как отмечают экологи, с предприятиями вопрос сбора и размещения отходов I-II классов опасности решен - они обязаны заключать договор со специализированной организацией. Они же оплачивают услуги -в частности, утилизация одной ртутной лампы обходится предприятию примерно в 15 рублей.
- У комбината заключены договоры со сторонними организациями на утилизацию отходов I класса опасности, - рассказал председатель профсоюзного комитета ОАО "Ураласбест", руководитель местного отделения Российской экологической партии «Зеленые» Леонид РЕМЕЗОВ. - Ртутные лампы со всего предприятия централизованно собираются. Их мы отправляем на переработку в Центр безопасности промышленных отходов в Екатеринбурге. Отходы конденсаторов и трансформаторов у нас принимает ООО "НОК", расположенное в Московской области. Вопросы утилизации отходов сейчас жестко контролируются надзорными органами, поэтому предприятию проще оформить договор с лицензированной компанией, чем подвергать себя риску быть оштрафованным.
Для промышленных предприятий и юридических лиц экологическая реформа стартовала гораздо раньше, чем для домохозяйств, и требования в сфере обращения с отходами для бизнеса регулируются достаточно четко. Это подтверждает начальник экоаналитической лаборатории Асбестовского отделения ООО "ФОРЭС" Татьяна КУЗНЕЦОВА.
- Ни один вид отходов мы не можем просто взять и вывезти с территории. Только согласно заключенным договорам, при наличии паспорта отходов и той организацией, которая имеет лицензию на право осуществления деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации и размещению данного класса отходов. Мы работаем с ООО "Урал-ЭКО" по ртутным лампам, - рассказала она. - Но в 2019 году столкнулись с проблемой: по периметру санитарно-защитной зоны предприятия и за ее пределами появляются несанкционированные свалки строительного мусора, ртутьсодержащих ламп, о чем мы неоднократно уведомляли администрацию города и Роспотребнадзор, обращались за проведением выездной проверки.
Напомним, в конце июня в сети Интернет появился видеоролик о несанкционированной свалке большого количества ртутных ламп, в котором высказывалось предположение, что отходы сюда попадают с предприятия, расположенного в пятистах метрах от места свалки. Татьяна Кузнецова уверена, что вероятность попадания на свалку отходов с отделения "ФОРЭС" полностью исключена, поскольку транспорту запрещен выезд за пределы предприятия. Машины отправляют только на заправку, причем на въезде и выезде их тщательно досматривают.
- Нам смысла нет выбрасывать ртутные лампы на улицу. Мы не имеем права даже своим транспортом вывозить, потому что водитель должен быть обучен, у него должны быть паспорта на эти отходы, должна быть оборудована машина в соответствии с данным видом отходов. За нарушение -штрафные санкции большие. В момент, когда загрузили машину, право собственности на отходы переходит к организации-исполнителю услуг, мы с себя всю ответственность сняли, - поясняет Татьяна Кузнецова.
Куда девать лампы и батарейки?
Ситуация с несанкционированными свалками ртутных ламп может быть следствием того, что для населения механизм сбора опасных отходов пока не проработан. Но, как рассказал председатель некоммерческой организации "Окружная гильдия экологов" Евгений ТЮЛЬКАНОВ, в Екатеринбурге уже есть случаи эффективной деятельности в этом направлении. Управляющие компании организуют для населения места сбора и накопления таких отходов - предпочтительно мягкие контейнеры, чтобы исключить вероятность разбивания ламп. Также заключают договор с утилизатором отходов 1-11 классов опасности. В настоящее время по этой схеме работают лишь десять процентов управляющих организаций Екатеринбурга. И такая модель подойдет не всем.
Главная проблема - расходы по обращению с отходами высокого класса опасности не включены в "мусорный” тариф, поэтому собственникам жилья придется вложить дополнительные средства.
Поскольку в стандартных "хрущевках" нет просторных подъездов, найти место для установки контейнеров проблематично. Ну, и социальная ответственность граждан не всегда находится на должном уровне, поэтому никто не даст гарантии, что место сбора опасных отходов не превратят в свалку.
- В прошлом году молодыми специалистами комбината "Ураласбест" была организована акция по сбору батареек - отработанные элементы питания передали для переработки екатеринбургской фирме, которая имеет лицензию на этот вид деятельности. Но это разовая акция, которой проблему не решить, - считает Леонид Ремезов. - Сложность в том, что в городе не организовано ни одной точки приема таких отходов. Нужно добиваться, чтобы на уровне города решался вопрос по сбору опасных отходов, и население должно быть заинтересовано в этом.
Сейчас во дворах стоят емкости для сбора пластика, неплохо было бы предусмотреть специализированные места сбора для батареек и энергосберегающих ламп.
Пока нет внятного ответа, куда выбрасывать ртутные лампы, градусники и батарейки, все эти отходы по умолчанию попадают в составе ТКО на городской полигон или пополняют расположенные в лесном массиве стихийные свалки. Между тем экологи напоминают, что отходы 1-11 классов опасности лишь немногим уступают ядерным и радиоактивным отходам во вредном воздействии на среду.
Решением проблемы опасных отходов уже занялись на федеральном уровне. Как пишет газета "Коммерсантъ", в июле президент России одобрил закон, присваивающий Госкорпорации "Росатом" статус федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. Предполагается создание единой гос-системы учета и контроля за обращением с таким мусором, а также федеральной территориальной схемы. Эти документы будут содержать сведения об образовании токсичных отходов, лицензированных предприятиях по обращению с ними, а также объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению токсичного мусора.
На вопрос "Коммерсанта", будет ли госкорпорация принимать опасные отходы у населения, в "Росатоме" сообщили, что нормы закона регламентируют обязанность принимать такие отходы от региональных операторов, которые найдут их в коммунальном мусоре. О перспективах данной деятельности собеседники издания высказались скептически. "Чтобы не заключать договор с "Росатомом" и не платить лишние деньги, региональный оператор просто отвезет такой мусор на свалку", -считают они.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|