... В июне 41-го "прокричали репродукторы" беду. И началась усиленная учебная подготовка, а в 42-м в составе маршевой команды артиллерист Бутаков с Дальнего Востока отправился на запад. Тысячи километров истерзанных, израненных военных дорог прошел он: громил фашистов в Белоруссии, освобождал Польшу, Чехословакию, Германию. И везде командир орудия Бутаков был впереди, вел за собой боевых товарищей.
Вспоминается ему:
- Я был командиром орудия противотанковой артиллерии. Помню Оршу. Наша батарея находилась на передней позиции. Ночью окопались, и земля-матушка спасла нас. Когда рассвело, справа появились немецкие "фердинанды" и "тигры". Хорошо, что мы почти все могли заменять друг друга. Били беспрерывно прямой наводкой на расстоянии 900 метров. Удалось подбить два танка. Расчет и меня наградили.
Высоко оценен ратный груд уральца. Вернулся домой с двумя орденами - Отечественной войны II степени и Красной Звезды, и удостоен участия в параде Победы от своего полка, что воевал в составе 4-го Украинского фронта.
Слово ветерану:
- Помню то утро 24 июня. Мы в парадной форме выстроились у Кремлевской стены.
Вот торжественным маршем выходим на Красную площадь, гордо несем свои боевые знамена. Равнение на мавзолей.
К стенам седого Кремля летят захваченные в боях знамена и штандарты гитлеровских вояк.
И такая радость была в сердце, великая гордость за свою огромную страну, за боевых друзей.
С Красной площади пошли в сторону реки Москвы. На улицы вышли вся столица, тысячи ее гостей. Шли мы строем в коридоре из людей, улыбок, цветов и приветствий. И хотя моросил дождь, никто его не замечал. Настолько было неописуемо велико людское ликование.
Мы, фронтовики, радовались вдвойне: и что победили, и что остались живыми, выйдя из такого пекла, и что вот шагаем по Москве и нас тепло и сердечно приветствуют.
После демобилизации Николай Александрович приехал в Асбест. 22 года отдал Южному рудоуправлению и всегда много и активно занимался и военно-патриотической работой. Десятилетия избирался в городской совет ветеранов войны.