На имя Дмитрия Медведева отправлен депутатский запрос с предложениями и замечаниями.
Коммунисты в Государственной думе раскритиковали подготовленную
правительством «Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации до 2020 года» и предложили с учетом замечаний от
КПРФ отправить документ на доработку. В осеннюю сессию, как полагают
парламентарии, эта тема (реформирование ЖКХ) будет одной из ключевых.
Депутаты Госдумы от КПРФ
написали коллективный депутатский запрос за подписью Сергея Обухова,
Валерия Рашкина и Константина Лазарева на имя председателя
правительства РФ Дмитрия Медведева с предложением о необходимости
доработки стратегии развития ЖКХ в РФ до 2020 года. В документе (есть в
распоряжении «Известий») указаны слабые стороны стратегии и предложены
конкретные решения для улучшения работы жилищно-коммунального сектора в
России.
Как указано в документе, депутаты просят правительство доработать
проект стратегии, исходя из своих предложений, и проинформировать
Государственную думу о принятых решениях.
— Отдавать этот вопрос на откуп правительства без учета мнения
депутатов Государственной думы нельзя. И после начала осенней сессии
необходимо инициировать обсуждение — это вопрос жизни и смерти каждой
российской семьи и ее выживания. Не только мы, но и эксперты
«Общероссийском народном фронте» тоже увидели много изъянов в проекте
стратегии, мы выступаем за широкое обсуждение данного документа. Готовы
сопоставить предложения наши, от ОНФ и других фракций в Госдуме и
консолидировано продвигать позицию общества, — заявил Сергей Обухов.
Главный упрек в адрес стратегии со стороны коммунистов вызвал тот
факт, что большая часть ответственности за развитие и обновление
отрасли перекладывается с государства на плечи потребителей услуг и
частных инвесторов. Однако, по мнению членов КПРФ, этот расчет ничем не
подкреплен.
— Мы не согласны с тем, что к 2020 году предполагается резкое
сокращение госфинансирования этой отрасли — а частный капитал и надежда
на концессию (форма договора государственно-частного партнерства. —
«Известия») ситуации не решат. Этим уже в свое время занимался Чубайс, и
все кончилось полным фиаско. Государство и муниципалитеты из этой
отрасли не должны уходить ни в коем случае. И разговоры о том, что нет
денег, — это, по сути, вопрос приоритетов при составлении бюджета. ЖКХ —
это та сфера, которая затрагивает каждого жителя нашей страны, и она
должна быть приоритетной, — подчеркивает Сергей Обухов.
Депутаты предостерегают, что в итоге создается риск монополизации
рынка концессий в сфере ЖКХ компаниями, близкими к региональным и
местным элитам, роста коррупции, вывода капиталов из отрасли. «Что
касается населения, то перекладывание на него большей части расходов на
содержание жилищного фонда и на его модернизацию в условиях
значительного износа (не менее 60–70%) вряд ли может быть эффективным.
Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы,
при этом их уровень жизни еще больше ухудшится», — говорится в
документе на имя Дмитрия Медведева.
Также в запросе отмечается, что перенесение бремени расходов на
содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует
реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как
ограничивает и без того сократившееся потребление населения.
Раскритиковали коммунисты и распределение приоритетов в правительственной стратегии.
По их мнению, несмотря на масштабные проблемы отрасли — а это и
низкое качество жилищных и коммунальных услуг, и изношенность
эксплуатируемых объектов ЖКХ, — в проекте стратегии в качестве ключевых
приоритетов указываются формирование активных собственников помещений,
развитие предпринимательства, а также повышение энергетической
эффективности отрасли.
«Фактически такое распределение приоритетов говорит о том, что
недостатки системы ЖКХ должны быть устранены за счет повышения
активности собственников помещений и развития частного
предпринимательства, при этом государственное участие ни в текущем
содержании, ни в модернизации объектов ЖКХ не гарантировано и не
обозначено в числе существенных условий реализации стратегии», —
указывается в тексте запроса.
Сергей Обухов также в комментарии «Известиям» подчеркнул, что
перечень проблемного поля не исчерпывается теми целями, которые указаны
в стратегии.
— Если чиновники говорят, что свыше половины граждан потребляют
некачественную воду, и при этом заявляется, что нужно развивать чувство
собственника в качестве стратегической цели, то понятно, что вода в
кране от этого лучше не станет, — возмущается депутат.
В качестве конкретных мер поддержки отрасли ЖКХ коммунисты
предложили включить в проект стратегии разработку государственного
плана модернизации ЖКХ РФ до 2020 года, с распределением приоритетов по
годам.
«Данный государственный план должен предусматривать конкретные
количественные и качественные показатели устранения износа объектов
ЖКХ, их модернизации, технологического перевооружения, мероприятий по
ресурсосбережению. Кроме того, необходимо предусмотреть меры
федеральной поддержки с учетом фактической платежеспособности субъектов
Российской Федерации. На уровне региона этот план должен быть
конкретизирован краткосрочным планом модернизации ЖКХ, сроками
модернизации объектов, определять необходимые объемы работ, их
предельная стоимость, источники финансирования», — указано в документе.
Коммунисты также настаивают на установлении нормативов
госфинансирования сферы ЖКХ «в абсолютных цифрах и в соотношении с
частным финансированием (платежи населения, частные инвестиции), а
также в соотношении с потребностями отрасли в средствах на содержание и
на модернизацию объектов ЖКХ, их технологическое перевооружение».
Еще один предложенный пункт доработки стратегии гласит о создании
всероссийского общественного наблюдательного совета по вопросам
развития ЖКХ, с включением в него представителей всех политических сил,
в том числе оппозиционных, а также независимых экспертов.
«Мы выступаем против концентрации общественного контроля в отрасли
только на площадках, близких к власти, в том числе специально созданных
ею для имитации общественного контроля. Полагаем необходимым создание
сети площадок на базе общественного наблюдательного совета, с
независимым мониторингом и экспертизой краткосрочных планов
модернизации в каждом субъекте Российской Федерации», — говорится в
депутатском запросе
Директор Института приоритетных региональных проектов Николай
Миронов говорит, что депутатский запрос своевременен, показывает
ключевые проблемы ЖКХ.
— Хотим мы того или нет, но ЖКХ требует масштабных вложений (около
500 млрд рублей ежегодно). Откладывая их, мы берем в долг у будущего.
Но отдавать этот долг рано или поздно придется, причем с каждым годом
он растет, — считает Николай Миронов. — Все эти проблемы говорят о
главном: отрасль не поднять, не модернизировать без государственного
финансирования. Население не сможет профинансировать модернизацию столь
изношенного фонда ЖКХ, особенно в условиях кризиса. Тем более что
средства нужны здесь и сейчас, но чтобы собрать нужную сумму с
населения, нужны десятки лет.
Эксперт полагает, что уповать на частные инвестиции — утопия,
коммерциализация ЖКХ приводит только к ухудшению качества оказываемых
услуг и совершенно не решает проблему капиталовложений.
— Государству нужно понять, что бюджетные вложения в ЖКХ (в котором
годовой оборот составляет 5,7% ВВП) дадут толчок развитию сразу
нескольких отраслей экономики. Плюс снизится нагрузка на
производственную сферу и на семейные бюджеты, что просто жизненно
необходимо сейчас, когда исчерпаны резервы для наращивания потребления.
А без него нам из кризиса не выйти, — подчеркнул он.
Николай Миронов также говорит, что износ коммунальной инфраструктуры
составляет порядка 70% и с каждым годом усиливается. Связано это с
хроническим недофинансированием отрасли. В ней последние 20 лет только
латали дыры, не делая нужных капиталовложений. В результате
недоинвестирования приходится больше платить за текущее содержание
объектов ЖКХ, потому что они в изношенном состоянии требуют больше
расходов. В итоге колоссальные средства, заплаченные населением,
государством, уходят в никуда, оставляя проблему нерешенной.
— Если предложенные депутатами КПРФ изменения будут использованы, то
есть шанс за короткий промежуток времени значительно обновить
жилищно-коммунальный фонд в стране, — уверен Миронов.
По ФЦП «Жилище» на 2011–2015 годы на модернизацию коммунальной
инфраструктуры было предусмотрено 24,5 млрд рублей бюджетных вложений, в
том числе федеральных — 10,4 млрд, региональных и местных — 14,2 млрд
рублей. Эти средства, рассчитанные на 4 года, составляют менее 5% от
ежегодных инвестиционных потребностей отрасли ЖКХ. Еще часть средств
выделяется по госпрограмме, однако они крайне незначительны — из
федерального бюджета 12,7 млрд рублей в 2015 году и в 2016-м — 314 млн
рублей. После 2016 года в программе вложения не предусмотрены. Еще
некоторую часть расходов отрасли финансируют регионы. Всё остальное — а
это более 90% финансовых потребностей для модернизации ЖКХ — должны
покрывать частные инвестиции и граждане.
Светлана Субботина
|