В шестидесятые - семидесятые годы прошлого века на страницах единственного на тот момент средства массовой информации нашего города -газеты "Асбестовский рабочий"- блистал своими фотоиллюстрациями фотокорреспондент Анатолий Тараканов.
И не случайно, три раза в неделю открывая газету, приходившую в каждый дом, читатели первым делом просматривали этюды и фоторепортажи.
Но лучше всего фотографу удавались портреты передовиков производства. "Асбестовский рабочий" в тот момент полностью соответствовал своему названию, а Анатолий Иванович создал полноценную галерею представителей самых разных рабочих профессий.
Качество полиграфического воспроизводства фотоиллюстраций на бумаге в его времена было далеким от совершенства.
Поэтому никто не давал гарантий, что даже технически совершенные фотографии не утратят своей привлекательности на пути к читателю. Ведь в типографиях небольших городов, как Асбест, использовались электрогравировальные аппараты. С их помощью снимки копировали, нарезая на цинковую пластину. В ходе процесса появлялись грязь и размытость, которых на самом фото не было. А окончательно качество терялось в момент высокой печати (об офсетной еще и не мечтали), когда типографская краска наносилась на пластину, и делался оттиск на бумаге.
Руки могли опуститься, когда фотокорреспондент на страницах газеты видел полученный результат. Но Анатолий Иванович не сдавался. Он делал фотографии всегда высокого качества. Технически это было трудно, так как цифровых камер тоже не было. Приходилось снимать героев репортажа на бромосеребряную светочувствительную пленку и проявлять с помощью специальных растворов скрытое на ней изображение. А затем переносить его на фотобумагу.
И все-таки главным достоинством нашего коллеги был творческий подход - при фотосъемке ему удавалось найти ключик к каждому человеку, ухватить самую суть героя фотопубликации, которую он мастерски передавал. И не случайно лица людей, оказавшихся перед объективом, - живые.
С помощью самых выразительных средств Анатолий Иванович раскрывал характеры своих героев. Благодаря ему они остались в истории нашего города. И он оставил о себе добрую память летописца своего времени.
По воспоминаниям дочери Светланы Разницыной, отец рассказывал ей, что фотографией увлекся еще в победном 1945 году. Не расставался с "лейкой" и в послевоенные годы в родной Ивановской области, откуда был родом. Там встретил будущую жену Екатерину Ивановну, с которой сыграл свадьбу. В конце пятидесятых годов супруги решили отправиться на большую комсомольско-молодежную стройку. И выбрали город Асбест, где возводилась крупнейшая не только в стране, но, и в мире, асбофабрика № 6.
Так сложилось, что он не столько трудился на новостройке, сколько освещал процесс ее возведения, рассказывал с помощью фотографий о людях, приехавших на ударную комсомольскую со всех концов страны. В этом оказалось призвание Анатолия Тараканова.
- С Анатолием Ивановичем, - рассказывает член Союза журналистов России, бывший редактор газеты «Асбестовский рабочий» Людмила СИЯЛОВА, - я познакомилась, будучи начинающим корреспондентом. Он был обязательным человеком, скрупулезно и творчески относился к редакционным заданиям. А еще импонировало, что всегда был .готов поддержать молодых журналистов, старался увлечь фотографией - убеждал освоить эту смежную для пишущего сотрудника специальность.
Постепенно у Анатолия Ивановича в нашем гоооде ппсшпартга листов России, бывший редактор газеты «Асбестовский рабочий» Людмила СИЯЛОВА, - я познакомилась, будучи начинающим корреспондентом. Он был обязательным человеком, скрупулезно и творчески относился к редакционным заданиям. А еще импонировало, что всегда был готов поддержать молодых журналистов, старался увлечь фотографией - убеждал освоить эту смежную для пишущего сотрудника специальность.
Постепенно у Анатолия Ивановича в нашем городе появляется все больший авторитет в области фотографии. В конце семидесятых годов его пригласили возглавить объединение фотографических студий, относящихся к службе быта в Асбесте и поселках Малышева, Рефтинском. Но и в дальнейшем он продолжал сотрудничать с нашей газетой как внештатный фотокорреспондент.
Было у Анатолия Ивановича всепоглощающее увлечение - рыбалка. По словам Светланы Разницыной, которую он с малых лет брал с собой, отец ради рыбалки готов был пройти не один километр, чтобы добраться до отдаленного водоема. Привлекала его сама возможность активного отдыха, хотя, судя по семейным снимкам, не раз удавалось поймать крупные экземпляры окуней и щук.
Влияние Анатолия Ивановича на своих близких людей оказалось столь сильным, что старший сын Сергей окончил литературный институт, дочь Светлана, хотя и работает медицинской сестрой, но одновременно является внештатным фотокорреспондентом газеты "Асбестоский рабочий", а ее сын Павел по совету деда в свое время поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета имени Горького (сейчас это учебное заведение вошло в состав Уральского федерального университета).
В. СИНЯВСКИЙ.
"Асбестовский рабочий"
|