Предлагаем вашему вниманию публикацию из многотиражной газеты "Уральский асбест", выпускаемой на комбинате "Ураласбест" в 1986-1991 годах. Прошло почти сорок лет, а рассказы о людях рабочего корреспондента Раисы Забалуевой читать по-прежнему интересно. Они - живые.
Так и должно быть.
Его я часто видела в карьере. на планерках и среди машинистов экскаваторов. На первый взгляд профессия Вячеслава Кузьмича Кожекина - он начальник смены - кажется простой. Ну что, вроде бы, сложного: составил и отметил табель выходов, провел разнарядку. Но всю смену приходится ездить, ходить от одного экскаватора к другому. Для чего? Прежде всего необходима постоянная связь машинистов экскаваторов со вспомогательными службами: электриками, слесарями, электромонтерами контактной сети. И нужно сделать все, чтобы сменное задание по горно-подготовительным работам и поставке руды на фабрики было выполнено. А здесь ведь важно соблюдать не только количество руды, но и требуемый ассортимент.
В подчинении В. К. Кожекина экскаваторный парк, автотракторная техника на вспомогательных работах и технологическим транспорт по перевозке горной массы Работать нелегко, ведь цех подает 70 процентов руды от плана Центрального рудоуправления. Из них высокосортные руды поставляемые на фабрику N9 4, составляют 90 процентов. А горно-геологические условия отнюдь не из легких.
Хочется поближе познакомиться с работой Вячеслава Кузьмича, и я еду с ним по карьеру. «Нисса» везет нас к экскаватору № 226. Пока руды нет, старший машинист С. В. Широков ставит валики к гусенице. За смену ему надо нагрузить руды 4000 тонн. Тут слышим в динамике: «Фреска 2. Фреска 2. ». Это машинист экскаватора N 201 А М. Акохов вызывает начальника посмотреть руду. После мы едем к машинам №№ 252, 280, 166 — здесь косое волокно на фабрику № 6. Подходим к борту, Вячеслав Кузьмич осматривается и говорит: «Обвалятся, трудно будет машинистам». Предупреждает машиниста об осторожности. А вот кабель 200 метров. Проверил и дал команду перевезти его к экскаватору № 231 — там он нужнее.
Где-то поломка и он уже там: выручают «Нисса» да рация. Сняв трубку. может поговорить с любым машинистом, да и тем стоит сказать: «Фреска-2...», как В. К. Кожекин уже принимает срочные меры.
В свободную минуту он рассказывает:
- На рудоуправление я пришел в 1967 году, имея уже диплом об окончании нашего горного техникума. Пришлось работать горным мастером, диспетчером 15 лет назад назначен начальником смены.
- Что привлекает в этой работе? - задаю вопрос.
- Живая, - был ответ.
Не любит он рассказывать о себе, больше о людях советует писать. Разговор переводит на то, что в смене «А» отлично знают свое дело горный диспетчер М. Н. Макарова, энергодиспетчер В. Н. Ларионов, многие другие.
В течение смены бывает много непредвиденных ситуаций: поломка экскаватора, отключение фидера. Нормальную работу сразу организует механик, энергетик, горный мастер и диспетчер.
Ему всего то 46 лет, а волосы уже покрыты серебром седины.
«Жизнь», — только и сказал В. К, Кожекин, поймав мой взгляд. Трудно вспоминать прошедшие годы. Отец погиб на войне, мать была в доме инвалидов, а он с братом Михаилом (М К. Кожекин теперь начальник цеха горных отвалов) воспитывались в детском доме.
Уже два часа ночи. Карьер освещается только мощными прожекторами да огнями экскаваторов А работа идет полным ходом. Идут порожняки или груженые составы, подавая звуковые сигналы.
А мы говорим о будущем, о задачах, которые теперь стоят перед сменой. Вячеслав Кузьмич считает, что необходимо повысить требования к машинистам, их квалификации. Каждый из них должен прекрасно знать всю технологию производства. Нужно добиться того, чтобы в смене не было ни одного нарушителя. ведь за последние два года состав смены «А» значительно обновился.
А опереться есть на кого начальнику смены, Работать люди умеют: 12 экскаваторных бригад перевыполнили план по погрузке горной массы. Многие ведут большую общественную работу: С. Поветьев держит контакт с подшефным 1 «а» классом школы № 30, В. Коротаев — лучший профгрупорг, А Савин — один из лучших специалистов (он монтер контактной сети), где авария — всегда поможет.
Времени уже четыре часа утра, а впереди еще много работы И мне хочется закончить словами секретаря комсомольской организации Центрального горного цеха В. Лопатина: "Сильный начальник Кожекин. Не боится работы и работает наравне со всеми Так и должно быть".
Р. Забалуева, рабкор.
"Уральский асбест" 10 февраля 1988 года № 6 (111)
|