Теперь гораздо проще добиться качественных услуг
Законодательство продолжает меняться, затрагивая практически все сферы нашей жизни. Не обходят изменения и сферу ЖКХ, которая в нашем обществе является весьма болезненной темой. Отдавая немалую часть своего бюджета за оплату услуг ЖКХ, мы имеем право получать качественные услуги. В доме должно быть тепло, вода должна быть чистой и горячей, а в подъездах и около дома чисто. Но если что-то идет не так, то мы имеем право потребовать устранения проблемы и сделать перерасчет за услуги ненадлежащего качества. В этом году заработали важные изменения, которые позволят простым потребителям коммунальных услуг добиться повышения их качества.
Срок исковой давности применяться не должен
Важный вопрос был затронут судами при рассмотрении вопроса о сроке давности при перерасчете за коммунальные платежи. Управляющая компания в судебном споре добивалась, что перерасчет за отопление, которое начислялось по нормативу (а должно было по общедомовому счетчику), должен быть произведен лишь за последние 3 года, т.е. в пределах срока исковой давности. При этом изначально управляющую компанию обязали сделать перерасчет с 2015 года.
В итоге Верховный суд разъяснил, что к данным правоотношениям не применяется срок исковой давности, и потребитель имеет право требовать перерасчета за любой срок, когда начисление было неверным, даже если это было 5–10 лет и т.п.
Это указано в определении Верховного суда РФ от 23.09.2020 года по делу № 301-ЭС 20-13171. Это связано с тем, что подобные отношения относятся к административным, а не к гражданско-правовым, соответственно ни о каком сроке давности речи идти не может.
Стало проще требовать перерасчета
Теперь гражданам стало заметно проще добиться перерасчета, если коммунальные услуги не соответствуют установленным требованиям. Согласно федеральному закону от 27 октября 2020 года №351-ФЗ, вносятся изменения В ЖК РФ. Если услуга оказывается некачественно, например, вода не горячая, а чуть теплая, либо из крана течет грязная вода, слабое отопление и т.п., то нужно обратиться в организацию, оказывающую коммунальную услугу.
Для оперативного решения проблемы необходимо предпринять следующие действия.
Во-первых, связаться с аварийно-диспетчерской службой и указать о некачественной услуге. При этом обязательно уточните номер, под которым ваше обращение зарегистрировано.
Во-вторых, нужно дождаться, пока управляющая компания свяжется с вами и согласует время, когда будет происходить проверка. Если из управляющей компании не звонят, то нужно направить претензию, указав, что в такое-то время было сообщение в аварийно-диспетчерскую службу и зарегистрировано под таким-то номером. Ход проверки можно записать на видео, чтобы в случае спора иметь весомые доказательства, если проверка проведена некорректно. После проверки нужно получить акт.
В-третьих, если проверка не показала сбоев, и проблемы не решились, то можно потребовать повторной проверки, направив обращение в жилищную инспекцию, либо самостоятельно привлечь независимых экспертов. Если действительно будут выявлены нарушения, все расходы можно взыскать с управляющей компании. Но в этом случае о дате и времени такой проверки нужно в обязательном порядке уведомить управляющую компанию. Либо подав уведомление лично под роспись или заказным письмом с уведомлением о вручении.
Таким образом, при выявлении нарушений можно потребовать перерасчета за оплату услуг ЖКХ. Учитывая, что срок давности не применяется, при наличии доказательств, подтверждающих оказание коммунальной услуги ненадлежащего качества на протяжении многих лет, в результате перерасчета долг управляющей компании перед жильцом может составить десятки и даже сотни тысяч рублей. Если дело дойдет до суда, то можно требовать возмещения морального вреда.
Компенсация, если нет горячей воды
Жители нашей страны платят немалые деньги за горячее водоснабжение. А вот если из крана идет не горячая, а теплая вода, то можно добиться компенсации. Как это делается, подробно указал Минстрой в своем письме № 20156-ОГ/04 от 29.06.2020 года.
Если температура горячей воды не превышает 40 градусов, то потребителю запрещено начислять плату за горячую воду, только по тарифу холодной воды за один час, в течение которого нет горячей воды. Если температура воды находится в диапазоне 40–60 градусов (60 градусов считается нормой), то за каждые 3 градуса отклонения стоимость горячей воды должна снижаться на 0,1% за каждый час нарушения.
Таким образом, нужно зафиксировать нарушение, т.е. несоответствие температуры воды, и засечь время до того момента, когда нарушение не будет устранено. После этого за период, пока горячая вода не соответствовала норме, можно потребовать перерасчет.
Стоит помнить, что отклонения от нормы в 60 градусов допускаются (но не более 3 градусов днем и не более 5 градусов ночью).
Бабкин М.А.
Источник
|