Потому что началась война...
Есть в российской истории судьбоносные даты. Одна из важнейших - 22 июня 1941 года, когда война разрушительным смерчем ворвалась в жизнь миллионов людей, разделив ее на "до” и "после".
Не зря эта дата названа Днем памяти и скорби, который напоминает: злом нельзя уничтожить зло, никакие цели не оправдают человеческие жертвы. Этот июньский день -как незаживающая рана. К обелискам мы возлагаем венки, зажигаем свечи... Горечь скорбных утрат не имеет срока давности:
Валерий ЮСТУС, заместитель генерального директора ПАО "Ураласбест" по персоналу и социальному развитию:
- Низко склоняем головы перед нашими дорогими ветеранами, которых осталось не так много. Сегодня в Совете ветеранов градообразующего предприятия - шесть фронтовиков, два узника концлагерей, 191 труженик тыла. И список этот безжалостно тает. Для нас, ныне живущих, Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней и ночей, - серьезный призыв ценить настоящее и дорожить миром. Это важно. Вдумайтесь: мы с вами - последнее поколение, кто общается с живыми свидетелями войны. Нам доверена память о великом подвиге и испытаниях, правда о том, какой ценой завоевана Победа. Наш долг - донести их воспоминания будущим поколениям, пресекая любые попытки переписать историю.
Поклоняемся мужеству
В России 2020-й объявлен Годом памяти и славы, и никакие катаклизмы не могут изменить нашего отношения к высокой оценке 75-летия Победы. В полном объеме выполнены главные пункты плана мероприятий, который в ноябре прошлого года утвердил Ю.А.Козлов, генеральный директор комбината. До 9 Мая каждому ветерану из поколения победителей вручили юбилейные медали, перечислили корпоративную премию, на что комбинат выделил полмиллиона рублей: по 25 тысяч - участникам боевых действий, остальные - персонально тем, кто работал в тылу.
Очень трепетно, с повышенным вниманием относится к возрастным подопечным-актив 15 первичных ветеранских организаций комбината, которых вдохновляет председатель Совета С.А. Мусальникова, инициативная и деятельная - добрейшей души человек. В период самоизоляции из-за коро-навируса Светлана Алексеевна настраивала коллег из числа молодых пенсионеров быть с ветеранами на постоянной связи - у самой телефон тоже всегда наготове. Остались довольны: всех окутали столь необходимым общением.
Несомненно, солидный возраст дает о себе знать, да и не любят особо рассказывать ветераны о том беспощадном времени, что украло их молодость, детство. Поэтому по крупицам, из печатных источников, из рассказов очевидцев, с которыми в былые времена свела журналистика, попыталась восстановить асбес-товские эпизоды первых дней войны.
Наутро была война
Говорят, черемуха в 1941-м зацвела с запозданием на три недели. Было прохладно. Но в субботу, 21 июня, погода установилась. И асбестовцы вышли на улицу, отправились на берег Рефта. Первая учительница Асбеста Фаина Игнатьевна Аввакумова вспоминала о фабричной и рудничной молодежи, которая в тот вечер обустраивала цветочные клумбы на улице Дзержинского. Во дворах были смех, шутки, где-то играли на балалайке.
"Утром в домашнем халате учительница Фаина Игнатьевна с пучком укропа и зеленого лука подходила к крыльцу, когда оттуда выскочил сосед. "Война!" - прокричал Николай и побежал вдоль улицы. Люди из соседних домов направлялись в сторону водонапорной башни. Из громкоговорителя вещал диктор. Днем передали правительственное сообщение о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Война ворвалась в каждую семью,- восстановила краевед Л.Амосова.
В субботу, 21 июня 1941 года, Александр Королев (в ту пору - директор фабрики №2) вместе с товарищами рыбачил на Пышме - в излюбленном месте, у Старушечьей мельницы. Возвращались с уловом в воскресенье, и при въезде в город охватило директора тревожное чувство.
- У клуба имени Кирова толпился народ,- рассказывал журналистам А.Королев. - До меня донеслось: "...дадим отпор!". Еще не понял. Из дома позвонил главному инженеру Межиборскому, спросил, как дела на фабрике. А он сказал: "Вы что, ничего не знаете? Война...".
Королев срочно отправился в трест "Союзасбест", где управляющий Нектарий Петрович Пашкин собирал совещание.
- Прошу вас помнить: асбест - стратегическое сырье. И придется выполнять план по производству так, как еще никогда не выполняли: в условиях военного времени. Это значит, будет не хватать многого, прежде всего кадров. Но мы должны...- говорил руководитель.
В первые дни мобилизации с предприятий "Союзасбеста" на фронт ушло большинство специалистов - мужчин. В городе стоял плач, изредка перебиваемый неуместной гармошкой. Колонны по улицам направлялись от сборного пункта - Дворца культуры - на железнодорожную станцию. Той же осенью Дворец отдали под эвакуированный завод, а на станцию приходили эшелоны с ранеными.
Проверка на прочность
На фронтах Великой Отечественной войны пали смертью храбрых передовые рабочие, руководители, ИТР асбестовой промышленности - В.А. Шорников, А.П. Задорожный, Б.Г. Бакуев, Н.И.Быков, B.C. Безбородов, А.Х. Кудусов, Л.В. Портнов...
Василий Шорников был бойцом 365-й стрелковой дивизии, что сражалась на подступах к Москве. Шли ожесточенные бои за каждый населенный пункт. Как позднее выяснит его жена, многие погибли в "мясорубке" под Клином, где необстрелянные красноармейцы столкнулись с вооруженным до зубов врагом. Это было тяжелое начало войны.
В 30 лет овдовела Мария Шорникова. Но горевать некогда - надо работать за себя и за родного парня. Ее муж Василий был перспективным технологом фабрики № 3. А тут молодую женщину назначили директором Октябрьской фабрики, выпускавшей текстильные сорта асбеста.
Предприятию, всю войну работавшему под руководством М.Г.Шорниковой, было вручено знамя Государственного Комитета Обороны. Сама Мария Григорьевна в мирное время в группе специалистов-обогатителей стала лауреатом Государственной премии. Мы познакомились, когда она была уже интеллигентной пенсионеркой. Вместе готовили ее публикации для "Асбестовского рабочего" о боевом пути 365-й стрелковой дивизии. Это сейчас рассекречены архивы и на специальных сайтах можно узнать о судьбе фронтовиков. В ту пору лишь путем кропотливых переписок Марии Григорьевне удалось восстановить правду.
Немного, но рассказывала она и о жизни в тыловом Асбесте. Хрупкая, обаятельная, трудно угадывался в ее облике жесткий, волевой характер. Но война каждый день устраивала проверки на прочность. Будучи депутатом горсовета, Мария Григорьевна всячески заботилась о семьях погибших асбестовцев.
На фабричного слесаря И.С.Абрамова похоронка пришла в 1942-м. Осталась вдова с четырьмя детьми. Положение тяжелое - голод и холод. В поисках пропитания мать ушла к родственникам в ближайшую деревню. После нескольких дней ожиданий двое голодных ребятишек пришли в механический цех к знакомому рабочему Кондратьеву, который их накормил.
Узнав о пропаже матери, директор фабрики направила работниц Слепухину и Храмцову к ним домой. И увидели женщины леденящую душу картину: окоченевшие тела двух малышей лежали под столом. Их похоронили, старших определили в детский дом. А мать так и сгинула в топке войны. Сожалела Мария Григорьевна, что не уберегли. Но беда была всюду - и об этом мы должны знать и помнить.
Огонь памяти
Мудро поступают в тех семьях, где из уст в уста передаются истории жизни старших поколений. Несколько лет назад, участвуя в конкурсе "Разбирая семейный архив", организованном комбинатом "Ураласбест", ученица школы № 24 Ксения Стадниченко рассказала в творческой работе "Нелегкое военное детство закалило характер" о своих прадедушке и прабабушке - супругах Малыгиных.
Хорошо, что правнучка успела расспросить их о житье-бытье, о военной поре. Анатолий Иванович недавно ушел из жизни. Валентине Михайловне нынешней весной исполнилось 90 лет. Еще до пандемии гонцы из ветеранской организации рудоуправления поздравили ее с юбилеем. А потом объявили карантин - тут уже не до встреч-разговоров. Зато Ксения все заранее задокументировала, создав семейную сагу о династии в комбинате, где трудятся представители уже третьего поколения большой родни. Спасибо за стойкость и мужество ее основателям.
Известие о начале войны застало Валюшу в деревне в Кировской области. Только закончила третий класс - предстояли безмятежные каникулы, с подружками веселились на околице. Посыльный из района привез печальное известие. И оборвалось детство - о дальнейшей учебе не было и речи, началась работа в колхозе наравне со взрослыми. На лесопилке дети пилили бревна и кололи чурки. На себе таскали готовые дрова, чтобы использовать в качестве топлива для тракторов.
На фронт забрали всех лошадей, и в повозках, запряженных быками, подростки развозили с полей по домам мешки с сырым зерном - для просушки на печках в избах. Все зерно отправлялось для нужд армии - деревенским доставались сущие крохи, пекли, в основном, лепешки, замешанные на траве. Тяжело давался фронтовой хлебушек. Со спичками в деревне тоже было проблематично. Прабабушка рассказывала: смотрели, кто первым затопит печь - и все на дымок из трубы шли к соседям за огоньком.
А сегодня сами ветераны войны - как негаснущий огонек, обогревают близких, объединяют поколения святой памятью.
Л. Сиялова, "Уральский хризотил"
На фото - Почетный гражданин Асбеста Мария Григорьевна Шорникова
|