Отрывок из книги Вольфганта Штадлера, который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84)
(Продолжение)
Сыпной тиф, ударная бригада, конец войны 1
Март. Мне становится не хорошо на душе. Что-то не функционирует в моей внутренней части. Тошнота, ощущение головокружения, головная боль. Верхняя часть туловища покраснела и отекла. Во время медосмотра врач говорит только "лазарет". Санитар уводит меня, шепчет: „Снимай тряпки, они сразу идут на дезинсекцию и дезинфекцию. У тебя сыпной тиф!". Затем он выделяет мне кровать, дает термометр. Едва я ложусь, приходит врач. Она берет термометр, идет с ним к окну, смотрит коротко наружу, затем на шкалу и устанавливает: Sorok! Это значит 40. Подразумевает ли она сибирскую наружную температуру или температуру моего тела? Сыпной тиф! Этот диагноз встречает меня как удар молота. Я знаю, это тиф голода. Переносчики - вши. Типичная болезнь пленных. Много товарищей получили её - и они не выжили. В большинстве случаев температура приходит после нарушения пищеварения и расстройства сознания. Из грёз о возвращении домой. „ Не нужно никогда сдавать! " Прекрасное изречение. Однако, может ли ему следовать человек, физические силы которого израсходованы? „ Ты должен иметь волю к жизни! " звучит у меня в ушах. Конечно, я имею её. Но, все же, воля производится, пожалуй, силой, которая присуща телу, в том числе и мозгом, который дает команды. Некоторые приятели утверждают, вера может превозмочь смерть. Они молились, умоляли и все же умирали. „Я хочу, я должен вернуться домой ", долблю себе, все же обещал это матери. Я хочу - но как я умудрюсь сделать это, когда я так устал. Вероятно, даже жизнь устала.
Прошли дни или недели? Я не знаю этого. Я также не знаю, что делали со мной врач и санитар в этот промежуток времени. Медленно поднимается пелена. Санитар отвечает на мои вопросы: „Все же, прошедшее может быть тебе безразлично. Ты лежал несколько дней с высокой температурой, фантазировал всевозможное странное. Но это нормально при такой болезни. Ты идёшь в гору, если не произойдет спад. Говори немного, это напрягает. И ты нуждаешься в спокойствии, в большом спокойствии". Вокруг тела повязки. Когда они обновляются, я вижу на левой стороне верхней части туловища глубокие шрамы. Они гноятся и болят. Но это не так плохо. Главное дело, я встаю снова на ноги.
1 мая 1945. Снаружи из динамика русская военная музыка гремит беспрерывно и громко. Между звуками ликования сообщения о победах.. 1 мая - Bolschoi Prasdnik в Советском Союзе . Боевой день трудящихся. В самом деле, европейские рабочие борются. Разумеется, смертоносным оружием, друг против друга. Большинство определенно верят, что делают по долгу службы необходимое для своей страны. Убить врага - дело чести, Как долго убийственная война еще будет продолжаться? Потери в этом решающем бою должны быть невообразимо высоки. У обеих сторон. Если это правда, что русские окружили Берлин, что около Торгау американские и советские подразделения уже объединились, тогда война должна была войти уже в Саксонию, то есть и в Кольдитц и в Шёнбах. Но как? Мои родные - беженцы? Где они будут? Живы ли они еще?
(Продолжение следует)
Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение"
( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г.
(ISBN: 3-9807514-0-6).
Перевод Ю.М.Сухарева.
Авторский рисунок из книги. Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr |