Отрывок из книги Вольфганта Штадлера, который, будучи военнопленым, с 1944 по 1949 г. находился в одном из асбестовских лагерей ( № 84)
При подразделении заводской охраны 1
Со смешанными чувствами мы направляемся к новому жилью. Это низкий барак в близи лагерей. Похожая на сад территория не имеет вокруг ни изгороди, ни колючей проволоки. Удивительно. Команда приветствует вновь прибывших весьма любезно. Мы узнаем несколько приятелей, с которыми мы работали раньше в одних бригадах.
Внутренняя часть длинной деревянной постройки состоит из 3 помещений команды с двухэтажными, сквозными нарами. На каждом спальном месте лежат мешок с опилками, подушка и шерстяное одеяло. Г остиничный уровень. Как уверяют, в здании почти нет вшей и клопов. Мы не принесли, наверное, подрастающее поколение. Помещения светлы и приятны. Запах свежих цветов истекает на вас. Большой белый чан извести в вестибюле указывает на недавний ремонт. На другой стороне прохода находятся кухня, столовая, душ и служебный кабинет.
H.F. вызывает, выдает правила этикета, объявляет инструкции и задания: „Важными являются дисциплина, порядок и чистота". Ничего исключительного. Но затем: „Мы подчиняемся непосредственной командованию советского гарнизона». Это звучит прямо-таки зловеще. Я решаюсь спросить: „И в чём это практически выражается?". Он усмехается: „Чистая жуть, до сих пор мы не чувствовали ни принуждения, ни произвола. Русский комендант, кажется, абсолютно убежден в нашем правильном поведении, его едва можно увидеть. Во всяком случае, еще не было никогда проверки бараков, облавы или обысков. Медицинское обслуживание производится русским врачом лагеря. Теперь к обязанностям.
Мы, вспомогательная охрана, маршируем рано утром полным составом к воротам лагеря. Там я говорю вам, кто назначается к сопровождению каких бригад. После нас советские солдаты прибывают. Как правило идут двое наших охранников перед колонной, двое по сторонам и двое сзади слева и справа, рядом с русским караульным. Это иногда выглядит почти также, как если бы немцы вели русского. Но к таким и похожим картинкам уже привыкли. Нам настоятельно рекомендовалось, чтобы обсуждали с бригадами только целесообразные вещи, чтобы держали определенную дистанцию, но, чтобы хранили взаимное отношение доверия. Например, о приближающихся разногласиях или ссорах сразу нужно сообщать руководителю конвоя, исключать применение физической силы. В этом отношении не было до сих пор никакой гниды на гребне. Первоначальное предубеждение некоторых приятелей по отношению к вспомогательной охране почти исчезло".
На следующий день я сопровождаю с другими часовыми бригады Асбостроя к их месту работы. Я иду с боку, смотрю на ряды и обнаруживаю Курта М., который был в свое время членом Asbest-Stoßerbrigade. Я спрашиваю его о том, как у него дела идут. Он: „Совсем хорошо, теперь я высадился у бетонщиков. Мы исполняем в большинстве случаев норму. В прошлом месяце мы получили выплаченными впервые даже несколько рублей. Я коплю их, чтобы оплатить билет на путь домой. Теперь смотри, что тебе может дать должность в защитном союзе!".
(Продолжение следует)
Вольфганг Штадлер "Надежда на возвращение"
( Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr ) 2000г.
(ISBN: 3-9807514-0-6).
Перевод Ю.М.Сухарева.
Авторский рисунок из книги. Stadler, Wolfgang. Hoffung Heimkehr |