Они захотели в школу - учиться. Только-только закончилась Великая Отечественная война.
Помнит об этом Любовь Афанасьевна Молочкова.
Любе был всего год, когда семья переехала в Асбест из села Тыгиш Богдановичского района. Поселились в поселке Папанинцев. У Афанасия Варламовича и Марии Артемьевны Пермикиных было семь детей. Люба - средняя.
Когда началась Великая Отечественная война, Любе было всего 12 лет. Она в 1943 году пошла работать на завод, эвакуированный из Ленинграда. Вместе со сверстниками делали снаряды для фронта.
- Три года назад мы собирались вместе. В живых осталось всего четверо, - уточняет Любовь Афанасьевна.
В военные годы подростков на заводе трудилось немало. Каждый день - по двенадцать часов. За это получали 800 граммов хлеба. Для .большой семьи этот хлеб был просто необходим. Отец был на инвалидности, не работал. Поэтому Люба являлась практически кормилицей, получала больше всего хлеба. Отец-инвапид - 500 граммов, мама -200 граммов, братья, сестры - по 250 граммов.
- Хлеб пекли в пекарне, оттуда привозили в поселок. Мама занимала очередь и оставляла за себя сестер, а сама уходила управляться по хозяйству, -вспоминает Любовь Молочкова.
Непростое было военное время. Поэтому 9 мая 1945 года дети войны, труженики тыла помнят, как сейчас. Как только до уральской глубинки дошла радостная весть, полностью остановили всю механизацию, всех собрали на митинг в столовую. Люди не скрывали эмоций: целовались и обнимались, радости не было предела.
Казалось, началось мирное время, можно вернуться к привычному укладу жизни. Люба отправилась в школу, чтобы продолжить учебу.
Но вскоре ее вызвали в прокуратуру. Начальство оформило документы, что подростки бросили работу, на завод не приходят.
- Целую группу ребят вызвали для разбирательства. Мы все, как один, заревели - хотим школу окончить. Тогда нам разрешили совмещать трудовые смены и учебу в школе, - вздыхает Любовь Афанасьевна.
Вообще, она не из тех, кто отлынивал от работы, не боялась тяжелого труда. Окончив школу, устроилась на фабрику №1. Стояла на приемке руды на отвалах. Непростой физический труд. Хотя сама - небольшого роста, худенькая. Кстати, именно поэтому и было решено ее освободить от работы - уж больно маленькая.
Пока вновь не устроилась, помогала матери по хозяйству. Дом, огород. Только картошки ежегодно накапывали по триста ведер. Стирать ходили на речку. Труд на износ сказался в старости - ревматоидный артрит, непросто ходить.
Потом Любовь Афанасьевна работала в орсе. Занимала разные должности, но трудилась почти двадцать лет на одном месте. Здесь и познакомилась со своим будущим супругом Михаилом Артемовичем Молочковым, который был директором универмага. Вместе они воспитали сына Владимира.
В последние годы своей трудовой деятельности Любовь Афанасьевна трудилась на базе ОМТС комбината "Урапасбест". Была кассиром, инженером по запчастям, экономистом в плановом отделе.
Но и на заслуженном отдыхе Любовь Афанасьевна без дела не сидела. Уговорила супруга купить сад. Сначала это было всего две сотки земли, потом - четыре, шесть, восемь, двенадцать. Выращивали овощи, ягоды, делала заготовки, которые не переводились на семейном столе всю зиму. И даже сейчас, когда сада уже нет, Любовь Молочкова свое увлечение не бросила. На подоконнике и на балконе выращивает огурцы и помидоры. Круглый год ее квартира - все равно, что зимний сад.
Несмотря на свой почтенный возраст, продолжает следить за событиями в городе, стране и мире. Держать руку на пульсе ей помогают средства массовой информации. По старинке выписывает газеты и журналы, почетное место среди которых занимает "Асбестовский рабочий". Любимую газету читает от первой до последней страницы, разгадывает сканворды.
- Приятно читать репортажи и видеть, как меняется город, ремонтируются объекты. Ведь Асбест строился на моих глазах, - вспоминает ровесник газеты Любовь Афанасьевна Молочкова.
А на наш традиционный вопрос о секрете долголетия отвечает: "Надо жить!".
Е. Лобова,
"Асбестовский рабочий"
|