Джерримендеринг не прошёл: новая схема округов может сделать выборы более демократичными
Опубликована нарезка избирательных округов для выборов в
Государственную думу. И тут же аналитики начали учить публику
произносить замечательное по звучанию слово иностранное
«джерримендеринг». Сколько твердых согласных! Слово буквально «рычит»,
звенит. Действительно, фонетика на уровне, но вот содержание много хуже.
Теория
ДЖЕРРИМЕНДЕРИНГ
– нарезка избирательных округов с целью предоставления преимуществ
каким-либо избирательным объединениям (партиям, блокам и т.п.) или
кандидатам (спискам кандидатов). Как правило, технологию
джерримендеринга применяют правящие группы.
Своим
происхождением термин «обязан» участнику подписания Декларации
независимости, губернатору Массачусетса, а затем и вице-премьеру США
Элбриджу Джерри (1744-1814) (E.Gerry), способствовавшему
нарезке округов в штате таким образом, чтобы минимизировать
электоральные возможности оппонентов. В результате один из округов на
севере г.Бостона по форме стал напоминать саламандру (salamander). Рисунок этого округа и был остроумно назван Gerrymander.
Джерримендеринг
считается одной из самых эффективных, но, мягко говоря, не очень
порядочных, «грязных» технологий. Основные механизмы джерримендеринга:
объединение/разъединение территорий, имеющих различные традиции
голосования, присоединение к округам воинских частей, присоединение к
округам участков, расположенных за рубежом, манипуляция с численностью
округов и т.п.
Как правило,
технология джерримендеринга ведет к нарушению правил справедливой
нарезки округов, в том числе принципов компактности, равенства
численности избирательных округов, максимального соответствия границ
округов границам административно-территориальных и/или государственных
образований, оптимального сохранения преемственности границ округов при
их пересмотре в результате изменения численности населения и другие.
Законодательная
борьба с технологией джерримендеринга в США и европейских странах
активизировалась в 60-70-е гг. ХХ в. и была связана с предшествующими
массовыми миграциями сельского населения в города, в результате которых
существенно пострадали принципы справедливой нарезки округов. В
настоящее время законодательство большинства действительно
демократических государств в обязательном порядке предусматривает нормы,
существенно ограничивающие возможности применения джерримендеринга.
В России
джерримендеринг применялся и применяется как на федеральных, так и на
региональных выборах. В настоящее время законодательные меры,
направленные против применения в РФ, и особенно в субъектах РФ,
джерримендеринга (установление максимальных численных различий округов и
т.п.) нужно признать недостаточными.
Попробовали
джерримендеринг и на этот раз. Где-то что-то получилось, а где-то
случилось то, что можно, перефразируя известное выражение, описать
«хотели как хуже, но получилось как всегда». То есть ничего не
получилось. Попробуем это доказать с цифрами в руках.
Реальность
Какие задачи
ставились перед новой нарезкой? Основная – максимально раздробить
сконцентрированный в крупных городах, демократический электорат. Способ –
прирезать к городам сельские районы, разбить городской электорат на
части, которые «утонут» в лояльном власти электорате деревень и малых и
средних городов. Посмотрим, что получилось в Свердловской области.
Ранее в
Свердловской области было семь округов. Семь и осталось. Ранее в
Екатеринбурге было два округа – Верх-Исетский и Орджоникидзевский. Что
же получилось сейчас по результатам применения технологии
джерримендеринга? Ослабили ли профессиональные «резчики» демократический
электорат области?
Итак.
Свердловский округ №168 – 491 331 избиратель
Верх-Исетский район Екатеринбурга – 160 991
Железнодорожный район Екатеринбурга – 113 947
Ленинский район Екатеринбурга – 138 238
Верхняя Пышма – 61 246
Среднеуральск – 16 909
В округе
собственно екатеринбургских избирателей 84,11 %, то есть подавляющее
большинство! Для победы на Верхнюю Пышму и Среднеуральск можно и
внимания не обращать, ни с кем не договариваться и никому ничего не
платить. Екатеринбургского электората для победы достаточно. Но и это не
все. Давайте посмотрим: а насколько консервативнее, лояльнее власти,
послушнее электорат Верхней Пышмы и Среднеуральска? Для примера возьмем
результаты выборов в Государственную думу в 2011 году. Причем,
результаты самой провластной партии – «Единой России». В среднем по
области единороссы тогда получили 32,71% голосов. По Екатеринбургу в
зависимости от района – от округленных 24 (Кировский, Октябрьский
районы) до округленных 29 (Чкаловский район) процентов голосов. В
Верхней Пышме – 31,01%, в Среднеуральске – 30,21%. То есть результаты
ниже среднеобластных и чуть-чуть выше, чем в екатеринбургских районах. С
учетом явки примерно в 65% «антидемократическое» отклонение составит
примерно полторы тысячи голосов на полумиллионный округ! Примерно
полпроцента с учетом указанной явки. А с учетом того, что голосование
будет не партийным, но за индивидуального кандидата, то выигрыша для
лояльного власти кандидата нет вообще. Стоила ли овчинка выделки?
Каменск-Уральский округ №169 – 467 047 избирателей
Чкаловский район Екатеринбурга – 192 696
Арамиль – 15 892
Богданович – 39 188
МО Каменск-Уральский – 143 903
Каменский городской округ – 23 910
Сысерть – 49 753
Поселок Уральский – 1 705
Применим и
здесь аналогичную методику. Екатеринбуржцев — 41,26 %. Меньше половины,
но при этом Сысерть голосует за единороссов хуже, чем область целиком, –
32,07 %. И получается, что Сысерть с Чкаловским районом - это уже более
51% всех голосов. При этом отклонения от среднеобластного голосования и
по некоторым иным территориям не сильно значимые. Каменск-Уральский –
33,41 %. Антидемократическое отклонение менее одного процента! И все,
остальные территории в округе погоды не делают.
Березовский округ №170 – 527 401 избиратель
Кировский район Екатеринбурга – 159 053
Орджоникидзевский район Екатеринбурга – 203 485
МО Алапаевское – 22 049
Артемовский – 50 141
Березовский – 53 752
Реж – 39 101
68,74%
избирателей этого округа – екатеринбуржцы. Березовский голосует более
демократично, чем область, – 32,23%, что логично. Реж еще более
демократично – 31,31%, так как здесь довольства властью тогда не
испытывали. А ситуация сегодня только ухудшилась. Эти две муниципии —
еще почти 100 тысяч избирателей. Всё. Остальные территории особого
значения не имеют.
Округа №№ 171, 173 и 174
Нижнетагильский,
Первоуральский и Серовский округа Екатеринбург не затрагивают Они
относительно однородны. Серовский – север области, Первоуральский –
запад. Нижнетагильский – Нижний Тагил с большей частью «тетраполиса»
(Невьянск, Кировград, Верхний Тагил, но без Новоуральска). Расклады в
этих округах традиционные, ничего здесь никто не выгадал, никто и не
проиграл.
Асбестовский округ №172 – 511 492 избирателя
Октябрьский район Екатеринбурга – 108 532
Асбест – 58 571
Белоярский городской округ – 28 498
Верхнее Дуброво – 3 872
Заречный – 24 630
Ирбит – 32 694
Ирбитское МО – 24 956
Камышлов – 22 045
Малышево – 9 494
Пышма – 17 189
Рефтинский – 13 086
Сухой Лог – 38 041
Талица – 40 735
Тугулым – 18 610
Туринск – 24 059
Байкалово – 13 589
Камышловский район – 20 546
Слободо-Туринский район – 12 345
Этот округ
самый алогичный с точки зрения нарезки. Сюда входит один из самых
демократичных районов Екатеринбурга – Октябрьский. Но он дает всего
21,22 % от общего числа избирателей. Все остальное – муниципальная
чересполосица. Самый большой муниципалитет в этой «окрошке» — Асбест.
Здесь в 2011 году голосование за «Единую Россию» было выше
среднеобластного всего на 3,31%. Но даже с учетом этой «условно
демократической» территории голосов для окружного демократического
голосования не хватает. Традиционалистский, часто депрессивный восток
области «перетягивает» одеяло на себя и «за власть».
Выводы.
Первое. Если
целью нарезки округов было удушение электоральных вольностей и
демократического электората, то в Свердловской области новый опыт
антидемократического джерримендеринга уже сейчас можно считать
провалившимся. Если же гипотеза об «антидемократическом заговоре»
ошибочна (в чем есть сильные сомнения), то тогда все наоборот. Вывод
будет противоположным: желающие демократизировать ситуацию на выборах в
Государственную думу в Свердловской области с блеском свою задачу
выполнили.
Второе. По
факту городской электорат и тяготеющие к нему избиратели получили вместо
двух округов целых три с четвертью! То есть возможность избраться
появилась как минимум еще у одного демократического кандидата. Конечно, в
поражение «провластных одномандатников» с их ресурсами и
административной поддержкой верится слабо даже в Екатеринбурге, но
границы возможностей несколько раздвинулись хотя бы территориально.
Третье. Из-за
перенарезки екатеринбургская власть получила дополнительный козырь.
Теперь от её административного влияния будет зависеть избрание уже не
двух, но минимум трех человек. А ведь будут еще и региональные группы! С
учетом существующего политического конфликта «город - область», если,
конечно, он затянется до выборов, городские власти им обязательно
воспользуются.
Четвертое. Но
самый главный эффект, по большому счету, не связан с гипотетической
возможностью получить еще одного демократически ориентированного
депутата в Госдуме. Главный эффект – трансляция демократической повестки
на традиционалистские, провластные территории.
По факту мы
имеем не электоральное «размывание» Екатеринбурга, но прирезание к нему
дополнительных территорий, которые неизбежно благодаря выборам будут
испытывать более сильное действительно демократическое влияние. Даже при
отсутствии денег бесплатные СМИ, которые дотянутся до «присоединенных»
территорий, никто не отменял. С точки зрения стратегической
демократическая общественность безусловно в выигрыше. Во всяком случае в
Свердловской области.
Источник: znak.com |