О боевом и трудовом подвиге наших земляков рассказывают музейные экспонаты.
Бои и победные салюты самой страшной войны XX века отгремели 75 лет назад.
Проходят десятилетия, но звезда Великой Победы сияет все ярче, являясь свидетельством силы духа, несгибаемой стойкости, мужества наших фронтовиков, тружеников тыла, защитивших мир от фашизма. Причем, чем дальше от нас то героическое время, тем глубже осознаем его величие.
С каждым днем тает количество людей, прошедших испытания в сороковых роковых. Уходят живые свидетели трагедии. Но остаются память сердца, которую бережно хранят родственники; документы и фотографии в семейных архивах и на музейных стендах, заметки в газетах, воспоминания в книгах и фильмы. Все то, что объединяет поколения и делает нас непобедимыми перед лицом испытаний.
Изучая свидетельства прошлого, с высоты своего времени пытаемся осмыслить: почему война 1941-1945 годов стала для народа общей бедой и общей надеждой, что давало людям силы на героизм - каждый божий день, почему именно Урал стал "опорным краем державы".
У заслуг нет срока давности
В музее комбината "Ураласбест" о войне - особая экспозиция. Дольше всего у нее задерживаются ветераны - в надежде отыскать знакомые фото, фамилии. Экскурсию для призывников накануне ухода на армейскую службу начинают тоже, как наказ, со стендов с военно-патриотическим содержанием.
- Только в прошлом году почти 2,5 тысячи человек побывали на экскурсиях в музее комбината, - комментирует В.В. ЮСТУС, заместитель генерального директора по персоналу и социальному развитию ОАО "Ураласбест". - Посетителям представляется развернутый рассказ в документальном обрамлении - о прошлом, настоящем, будущем градообразующего предприятия. Конечно, с учетом особенностей аудитории, ведь слушатели - самые разные: кроме коллективов комбината и дочерних предприятий - это воспитанники детских садов и школьники, студенты техникумов, колледжей, вузов и волонтеры, зарубежные делегации и гости из российских регионов.
Положительные отклики в книге отзывов подтверждают: найден правильный тон для разговора на исторические темы. Затронуты тонкие нити души - у побед и заслуг наших предшественников нет срока давности. Так на познавательных экскурсиях идет приобщение к героическому прошлому.
...На одном из стендов обратила внимание на потертую на сгибах справку военной поры, очень похожую на "похоронку", которые тысячами приходили в Асбест. Представляю, с каким ужасом распечатывали этот казенный конверт. Но семье Бекетовых повезло: в официальной бумаге сообщалось, что их сын Андрей Васильевич приказом по 3-му гвардейскому мотострелковому полку от 10.12.1942 года награжден медалью "За отвагу". Рядом уже другой документ - приказ от 3.03.1945 года о присвоении все тому же А. В. Бекетову, электрообмотчику фабрики №3, знака "Отличник соцсоревнования Промстроймате-риалов СССР" за выполнение плана 1944 года.
"Нестыковочный" факт биографии объясняется уникальным по военному времени Постановлением Государственного Комитета Обороны. Поскольку асбест был важнейшим стратегическим сырьем, в 1943 году с фронта на производство вернули группу уцелевших высококвалифицированных рабочих и специалистов асббстовой промышленности. В их число, видимо, попал и Андрей Бекетов, фронтовик - орденоносец, оставшийся верным родному комбинату на всю жизнь.
Почти девять тысяч асбестовцев, большинство из которых были тружениками треста "Союзасбест", участвовали в сражениях Великой Отечественной войны, половина бойцов с фронта не вернулась. Лишь тайком плакали их матери и вдовы - на горе не хватало ни сил, ни времени, потому что в тыловом Асбесте они круглосуточно работали на передовой линии трудового фронта - за себя и за того парня. Вместо отцов, мужей, братьев женщины сели за рычаги управления экскаваторами и электровозами, были взрывниками и бурильщиками.
В первые месяцы войны руководство треста приняло суровое решение - поставить на консервацию Северное и Южное рудоуправления, закрыть фабрики № 1 и З.Если общие объемы выработки асбеста упали, то выпуск сортов текстильных и полужесткой текстуры, необходимых для фронтовых заказов, увеличился. Большая нагрузка легла на оставшиеся фабрики - №2 и Октябрьскую. Всю войну директорами здесь проработали А. А. Королев и М. Г. Шорникова. Одной из первых в Асбесте, осенью 1941-го, Мария Григорьевна получила «похоронку» на мужа Василия Алексеевича, главного инженера фабрики №3.Сильная, мужественная женщина сумела мобилизовать коллектив на выполнение ответственных заданий. За бесперебойный выпуск военной продукции Октябрьской фабрике было вручено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое хранится в музее комбината.
При трехкратной перевалке военный уральский асбест составил миллион мешков, которые вручную на своем горбу перетаскали женщины - обогатители. И не сломились -выдюжили, успевая после работы воспитывать своих детей и эвакуированных сирот, валить лес под строительство узкоколейки,копать огороды, помогать выхаживать раненых в госпиталях.
По «карте памяти» - на завод
Следующим пунктом на "картепамяти" я выбрала музей Ремонтно-машиностроительного завода - дочерней структуры ОАО "Ураласбест". Экспозиция была открыта к 70-летию завода, в ознаменование 60-летия Великой Победы.
- Потому что всю войну Асборемзавод выпускал продукцию для фронта. За самоотверженный труд та в период 1941-1945 годов коллективу - неоднократному победителю Всесоюзного соревнования, на постоянное хранение передано Красное знамя ВЦСПС и Наркомата промышленности стройматериалов СССР, - рассказывает, бережно поглаживая бархат стяга, стоящего в переднем углу зала, хранительница музея Нина Андреевна КОРЯГИНА. И уточняет. - В претендентах было несколько предприятий из разных областей страны, но высокой чести - на пожизненное хранение - удостоен наш завод.
Попутно она предлагает приподнять стоящие рядом, как оказалось, заготовки снарядов для минометов "катюша". Тяжеловатая болванка -но в цехах с ними искусно управлялись и женщины, и подростки. Бывало, планы перевыполнялись на тысячи процентов!
Вместе с Ниной Андреевной выстраиваем хронологию событий, обозначая даты, описывая не выдуманные, а жизненные факты, рассказывая о тех, чья молодость совпала с тяжелейшими годами. Сама отдавшая заводу полвека, выходец из трудовой династии Н. Корягина с любовью, пониманием рассказывает о заводчанах разных поколений. Образ героев с многочисленных фотостендов, альбомов - обобщенный: боец и труженик завода, человек цельный, духовно богатый, с щедрым, открытым сердцем, человек, которого суровые испытания и утраты научили строже, глубже подходить к себе и другим, ко времени и ситуации.
Головины - фамилия нарицательная
Старейшее предприятие комбината, Асборемонтный завод, стало самостоятельным в 1936 году, преобразовавшись из Ильинских механических мастерских. Первый директор Анфиноген Константинович Головин взялся за дело с энтузиазмом, но все грандиозные планы безжалостно порушила война.
Шесть мужчин из династии Головиных ушли на фронт. В августе 1941 года защищать столицу уехал и Анфиноген Головин. В Асбесте остались мать, жена, трое детей: сын Владислав восьми лет, дочка Галина двух лет, младшей Маргарите исполнилось два месяца. Конечно, семья надеялась дождаться кормильца.
В декабре 1941 года Анфиноген писал жене: "Катя, береги детей -это самое главное, обо мне не беспокойся. Самочувствие хорошее. Завтра, послезавтра будем в бою. Знаю, что будем драться за правое дело, за Москву. Вернемся живы, здоровы и обязательно с победой". Следующее сообщение было из военкомата: "Пропал без вести на полях сражения под Клином".
В своих воспоминаниях Маргарита Анфиногеновна Валова (Головина), так и не увидевшая отца, рассказывает: "От недоедания кружилась голова. Хлеб все получали по карточкам. Помню, как собирали со стола каждую крошечку от мизерных порций. Часто мама отдавала свой кусочек хлеба, говоря, что уже поела. Она стала вдовой в 32 года. Жила ради нас. И нашла в себе силы вынести неимоверные трудности...".
После войны все трое детей погибшего фронтовика закончили Ас-бестовский горный техникум, работали на предприятиях комбината. Еще будучи школьницей, Мария Слепухина, одна из потомков разросшегося семейного древа, передала в дар заводскому музею исследовательский проект.
"Мой прадед - А. К. Головин. Трудовой путь династии", который был признан лучшим в губернаторском конкурсе "Мы - дети Уральских гор". Сегодня довольно трудно подсчитать общий трудовой стаж династии Головиных - еще недавно называли 500 лет, но большая родня продолжает трудиться в "У рал асбесте".
По законам военного времени
Война не терпит раскачки: мех-завод должен был в считанные недели перестроиться с мирной продукции на военную. Не было техники, специалистов, рабочей силы. Поэтому приказом военной поры управляющий трестом "Союзасбест" Нектарий Петрович Пашкин возлагает на себя - по совместительству - руководство Ремонтно-механическим заводом. Пришлось срочно реконструировать цеха. На предприятие было эвакуировано несколько военных заводов. Чтобы их где-то разместить, начали строительство цеха №2 в южном районе города. Возводили объект горняки, обогатители с остановленных производств. Трехсотметровый корпус можно было сравнить с сараем из двойных шиферных стен, между которыми засыпали песок, землю.
Строение спасало людей и оборудование от дождя, снега, но не от безжалостных уральских морозов. Чуть-чуть согревались возле печек-буржуек.
В конце 1941 года завод выпустил первую продукцию для фронта. В цехе №2 было три участка. У самых ворот стояли станки, на которых работали подростки Ваня Павлов, Толя Грибанов, Гриша Балашов (он все время пел, и его прозвали артистом). Росточка пареньки - невысокого, до станков не доставали, поэтому для них приспособили деревянные подставки. Ребята резали пруты - что было первой операцией. Затем - снятие черноты с нарезанных болванок, вторую операцию производили на четырех станках - "черепашках". Суппорт станков был тяжелый - едва передвигался вручную. Здесь трудились И. Пали-цын, Р. Осинцева, М. Ляпустина.
За несколько месяцев наладили производство противотанковых снарядов - "сорокопяток", которые весили по 45 килограммов, заготовок снарядов для "катюши", гранат.
Было важно, чтобы оборудование работало без простоев. Слесари-ремонтники трудились в три смены. Самым старшим был Александр Гаврилович Миткалев, которого молодежь ласково называла "дядя Саша". В цехе имелся единственный фрезеровщик И. Д. Ануфриев. От него требовалась особая точность. К нему поступали детали после 14 операций, и если фрезеровщик, не дай Бог, допускал промашку, насмарку могла пойти работа всех, кто корпел над деталью до него. Несколько суток, не уходя из цеха домой, Иван Дмитриевич вместе с мастером Г.А. Грибановым настраивал станок, и он им покорился -случаев брака не было.
В сводках, которые передавались в областной центр, значилось: "Завод ежедневно наращивает выпуск продукции для фронта. Число трудящихся увеличилось в несколько раз". Кто были эти люди. В основном, старики, женщины, подростки. Только из детских домов привезли 90 ребят.
Но на оборонном заводе нельзя было обойтись без специалистов. Они приехали в Асбест с эвакуированных предприятий Ростова, Бори-соглебска, Харькова, Краматорска, Тулы. Среди них - Э.К. Розит, С.Е. Булай, А.Н. Киселев, П.К. Белоконь, В.Е. Терентьев. Напряженно, почти без выходных трудились всю войну. Продукция фронту отправлялась с мехзавода бесперебойно.
Трудились по-фронтовому
В феврале 1942 года в токарном отделении цеха №1 появились первые фронтовые комсомольские бригады. Их возглавили Володя Ершов, Светлана Тарасова, Надежда Озадкина. У молодежи был наглядный пример - лучшие токари Александр Карманов и Анна Бякова. Они перекрывали нормы в четыре-пять раз. По-стахановски трудились Валя Ефимовских, Маша Моисеева, Маруся Шакирова.
Случилась как-то серьезная заминка, нарушившая ритм всей технологической цепочки. Главный инженер завода Э. К. Розит подошел к молодому токарю Васе Кунникову и сказал, чтобы тот за четыре часа перестроился на новую операцию. Через полтора часа, проходя мимо станка, Розит остановился в недоумении - Василий снимал уже вторую деталь.
В 15 лет пришла на завод С. Тарасова. В 1942 году молодой токарь рассказывает в газетной заметке "Работаю на двух станках", каких успехов добилась: план выполняется на 480 процентов, мои ученики тоже осваивают по две нормы. Научилась сама ремонтировать станки, что избавляет от простоев.
Стахановка Слепухина из цеха №2 в фонд помощи Сталинграду выполнила месячное задание на 445 процентов.
А еще заводчане в свободное от смен время с большой активностью участвовали в субботниках по заготовке дров, в своем подсобном хозяйстве выращивали картофель и овощи для нужд трудящихся, шефствовали над госпиталями и детскими домами. В июле 1942 года провели подписку на вторую денежно-вещевую лотерею, которую объявило правительство. Только за один день было реализовано билетов на 7660 рублей, которые направили на средства обороны.
Практически люди жили на производстве, было неимоверно трудно, но никто не роптал, понимая, что главная передовая линия войны - на фронте, где нет никаких передышек, и каждый солдат смотрит смерти в лицо.
В тылу тоже случались беды и ЧП. Одной из первых потерь трудового фронта на заводе, как вспоминал А.А. Королев, работавший директором фабрики №2, стала его младшая сестра Валентина. Во время работы ее за длинную косу затянуло в токарный станок - спасти девушку не смогли. От переутомления, сверхзагруженности рабочие получали травмы, увечья. Но, чуть подлечившись, вновь вставали к станку.
А еще в одной из газетных заметок с рапортом о досрочном выполнении плана 1943 года внимание зацепила последняя фраза: собрание закончилось играми и танцами. Молодость брала свое: всем смертям назло они героически трудились ради Победы.
- Простые советские люди победили фашизм. Они совершили подвиг, они все герои войны - те, кто пережил это страшное время. Сознание своего долга перед Родиной заглушило и чувство страха, и боль, и мысли о смерти, - написал в своей творческой работе ученик школы №11 Лев Пашкин, правнук легендарного руководителя военной поры Нектария Петровича Пашкина. - Я родился в счастливое, мирное время, но много слышал о войне и понимаю, как важно хранить память о своих предках и их подвигах, и передавать это следующим поколениям. Наш долг - жить и учиться так, чтобы быть достойными памяти своих предков.
И слова эти из уст ребенка в XXI веке , пожалуй, есть тот самый яркий и теплый свет от звезды Великой Победы.
... Каждый день, возвращаясь со смены, заводчане проходят мимо небольшого мемориала, где вместе с 56 фамилиями погибших фронтовиков с их родного предприятия начертано мудрое напоминание: "Люди! Будьте бдительны! Помните, какою ценой завоевано счастье!".
Они умирали, думая о нас, передавая по наследству выстраданное счастье. Пока живем - будем помнить о наших Победителях.
Л.СИЯЛОВА,
член Союза журналистов России.
"Уральский Хризотил"
Фото из заводского музея. |