А их немало приготовил беспокойный век женщине, трудившейся с ранних лет.
Имя Татьяна переводится как "устроительница", "учредительница". Может, поэтому судьба не всегда бывает к ним благосклонна? Но что интересно, Татьяны из любой ситуации выходят с достоинством и высоко поднятой головой. И жизненный путь Татьяны Смоленцевой, которой исполнилось 92 года - наглядный тому пример.
Вот бы хлеба наесться...
Татьяна Павловна родилась в Башкирии 25 января 1929 года - в День святой мученицы Татьяны, поэтому родители даже не сомневались в выборе имени для дочки.
В семье было шесть детей: четыре сестры и два брата. Выживать приходилось непросто. А уж когда началась война, то и вовсе затянули пояса. Урожай - очень маленький, картошка не уродилась. Питались буквально подножным кормом - ходили в лес, собирали травы, грибы, ягоды. Лебеда, черемша, крапива - из всего варили супы. И когда в 1945 году объявили об окончании войны, первая мысль, которая возникла у юной Тани: "Пожить еще хотя бы года четыре, чтобы вдоволь наесться хлеба..."
Тане рано пришлось повзрослеть. С 12 лет она работала в колхозе. Вместе с мамой ходили в поле жать: следы от повседневной работы видны на руках до сих пор - шрамы на всех пальцах.
Каждый новый военный год приносил все больше сложностей, словно, бросая вызов. В 1943 году умер отец. Спасением для многодетной семьи стал переезд на Урал. В Асбест . родственников пригласили старшие сестры, которые перебрались сюда за мужьями. Но и здесь без приключений не обошлось.
Переезд из колхоза не приветствовался. Никаких документов у семьи не было. В положение вошла женщина-председатель. Она выдала справку, и с насиженного места мать с четырьмя детьми уезжала ночью. Самого младшего сына усадили на санки. До станции шли ночью через лес, по непротоптанной дорожке. Вокруг - волки воют.
- Ой, не остаться нам живыми и невредимыми, - причитала мать и все сильнее сжимала руки детей, ускоряя шаг.
В декабре 1944 года семья переехала в Асбест, поселились у одной из сестер. В комнате ютились вшестером.
В январе 1945 года Тане исполнилось шестнадцать лет. Устроилась на завод АТИ, который был эвакуирован на Урал из Ленинграда. Как рабочей ей полагался один килограмм хлеба. Мама сторожила в садике, приносила домой 400 граммов хлеба.
Свадьба после войны
На заводе АТИ Таня себя хорошо зарекомендовала. Работала на четырех станках, с выполнением плана справлялась. Была активной комсомолкой. Не раз поощрялась путевками в дом отдыха.
Ей был 21 год, когда, отдыхая, она познакомилась с высоким и кудрявым Ваней. Молодые люди сразу приглянулись друг другу. Наверное, это и есть любовь с первого взгляда. Парень познакомил свою избранницу с родителями.
Но путевка закончилась, и Таня вернулась в Асбест. Опять вышла на смену. Но думать о высоком брюнете не перестала. И когда через год вновь получила путевку в дом отдыха, в первую очередь сообщила об этом Ивану: мол, жди, скоро опять приеду к тебе в гости.
А Ваня и правда ждал. В поле нарвал охапку купавок и пришел с букетом на вокзал. Но в назначенный день и час девушка не приехала... Накануне они с мамой стирали половики в Рефте, и она на солнце обгорела. Выехать в дом отдыха смогла только на следующий день. Переживала - встретит ли, ждет ли ее Ваня? Ждал! И опять с букетом желтых купавок. Не мог дождаться, когда же избранница выйдет на перрон - забежал в вагон.
Решено было не тянуть -сразу сыграть свадьбу. Торжество получилось скромным.
- После войны - какая свадьба? На какие деньги? - вспоминая, улыбается Татьяна Павловна. - А я в глубине души очень переживала. Ведь вышла замуж, не спрашивая разрешения у маменьки. Она ведь даже не подозревала ни о чем. Закончилась десятидневная путевка, написала ей письмо, что остаюсь еще на двенадцать дней. Сказала, что с завода прислали мне еще одну путевку.
Чего и боялась, мама не очень радостно восприняла весть о замужестве дочки.
- За кого вышла? Когда? Как? Почему? Живет, наверное, в общежитии - ни отца, ни матери, - переживала мама.
И всерьез думала, что ее опасения подтвердились, когда спустя две недели Ваня приехал знакомиться один: просто накануне его родители заболели.
В тесноте, да не в обиде
Отработав положенные перед увольнением две недели на заводе, Татьяна уехала к мужу в Коуровку. Жили в доме у свекрови, делили хозяйство. Хотя две хозяйки довольно легко находили общий язык. Как-то сразу Таня приглянулась новым родственникам, буквально с первого дня стала их называть мамой и папой.
Через два года мужа призвали в армию. Служил три года. Таня работала в леспромхозе. Труд тяжелый - под силу не каждой женщине. И после операции по удалению аппендицита прошла курсы, выучилась на телефонистку.
Вроде бы, все хорошо и благополучно, но душа у Тани была не на месте. Скучала по матери и сестрам, по Асбесту, который уже успел стать родным. Хотя и жили с родителями мужа в согласии, но хотелось своего уголка. Дом был уютным, но очень уж маленьким - стол да две кровати.
В 1965 году Смоленцевы решились на переезд в Асбест. Причем получилось все так же спонтанно и стихийно, как со свадьбой. Иван будучи в отпуске поехал в Асбест и устроился на строительство шестой фабрики. Договорился, что уже через год получит квартиру. Туда можно и жену привести, и родителей из поселка перевезти в город.
Как в сказке, все складывалось по намеченному плану. Асбест активно строился и преображался. Смоленцевы получили квартиру в новом "доме молодоженов". Через месяц к ним в трехкомнатную квартиру перебрались и Ванины родители.
- Вернувшись в Асбест, сначала работала в столовой, потом перевели в буфет в Домовую кухню, - вспоминает Татьяна Павловна Смоленцева. - Асбест быстро строился и рос. Помню его, когда здесь были еще только двухэтажки. Улицы Февральская, Милицейская, Свободы. Там, где сейчас Центр культуры и досуга, - болото. Его осушили, и немцы начали возведение Дворца. Нынешний проспект имени Ленина только строился - ходить здесь было можно лишь в резиновых сапогах и только по деревянному тротуару. Шаг в сторону - и окажешься по уши в грязи. Когда ходила на работу на улицу Уральскую, босоножки носила с собой.
58 лет прожили вместе Иван и Татьяна. Да, были ссоры и недопонимания, но все они как-то быстро и просто разрешались. И в память врезались лишь моменты счастья. Как всю ночь просидели в обнимку под елью. Или как вместе путешествовали по стране, ближнему зарубежью. Как купили машину, сад. Как ходили в лес, на месте которого сейчас - детская поликлиника. Каю солили грибы и варили по 150 литров варенья за сезон.
Одиннадцать лет назад Иван Смоленцев ушел из жизни. В память о нем Татьяна Павловна посадила подокнами березу. Десять лет она уже растет и набирается сил. Все соседи знают, что это непростое дерево, и наблюдают, как оно с каждым годом становится все раскидистее.
Татьянин день
Кстати, 25 января сыграло значимую роль в жизни Татьяны Павловны. Она всегда была верующим человеком, ходила в церковь. И каково же было ее удивление, когда несколько лет назад поздравить с Днем рождения и именинами вместе с настоятелем храма пришли члены городского клуба Татьян. И как-то незаметно это стало приятной традицией. Приятной традицией для Татьяны Павловны -греет душу, когда о тебе помнят, уделяют внимание.
А это внимание очень важно для пожилого человека. Сама не просит, но принимает с благодарностью. Благо, что племянники не забывают. Навещают, помогают. Подругой стала и соцработник Эльмира Блинова, которая помогает по хозяйству уже десять лет.
92 года - солидный промежуток времени. Про все события и перипетии,которые происходили в жизни, не расскажешь на газетной полосе. Договорились с Татьяной Павловной, что встретимся через восемь лет: столетний юбилей -хороший повод продолжить рассказ о ее жизни.
- Нет никаких секретов долголетия. Да и мало кто из родственников так долго прожил - почти всех схоронила, -вглядываясь вдаль, рассуждает Татьяна Павловна. - Честно: сама никогда не думала, что столько мне отведено. Ведь непросто жили. И голод был. И выживали только за счет даров леса - может, в этом и есть секрет. Сейчас ведь экология совсем не та, в продуктах много химии. Да и не надо думать о годах - надо просто жить и радоваться каждому дню. Тогда все будет хорошо.
"Асбестовский рабочий"
|