Иногда судьба так закручивает события, что любой сценарист позавидует.
Бывает, что случайные встречи, которым даже не придал значения, впоследствии играют определенную роль в твоей жизни. Так случилось у председателя профсоюзной организации асбестообогатительной фабрики ОАО "Ураласбест", депутата Александра Кочергина.
Однажды Александр Кочергин в Интернете наткнулся на фотографию времен Великой Отечественной войны, где Август Мартынович Кирхенштейн вручает в одной из авиачастей боевые награды, оружие. Фамилия показалась ему знакомой, и он погрузился в поиски: кто это такой и откуда может быть известен коренному асбестовцу?
Всемирная сеть подсказала: Август Мартынович Кирхенштейн в июне 1940 года был назначен главой Народного правительства Латвии, в июле принял полномочия президента. Он - один из тех людей, которые подписывали документы о вхождении Латвии в состав Советского Союза. После чего Август Мартынович был председателем Президиума Верховного Совета Латвийской ССР, заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Тут-то и стало А. Кочергину понятно: фамилию эту он слышал в детстве.
На тот момент Саше было лет 10-12. Как обычно, весной свободное время он проводил на улице. От подростковых занятий его отвлек седовласый мужчина:
- Мальчик, не знаешь где живет Ираида Георгиевна Старкова?
Это была бабушка Саши Кочергина и жила она вместе с его родителями в доме на Черемше. Он согласился проводить незнакомого мужчину в дом. А сам отправился на улицу - были дела и поважнее, чем разговоры взрослых.
Но часть разговора он все же застал - Сашу позвали пить чай с гостем. Тут бабушка его и представила:
- Это мой знакомый Кирхенштейн - племянник президента Латвии.
Конечно, бабушка представила его не просто по фамилии, но детская память не запечатлела имя и отчество незнакомца.
Зато хорошо запомнились фотографии красивого дома, который показывал гость. По тем временам он был очень шикарный, с колоннами. И брошенная им фраза: "Если в стране что-то начнется, меня первым арестуют", показалась маленькому Саше вполне справедливой. Видимо, и вправду есть за что, раз смогли такой дом отгрохать.
Сегодня, оглядываясь назад, Александр Кочергин понимает: вероятно, тот седовласый гость - один из сыновей Арнольда Мартыновича Кирхенштейна - брата того самого Августа Мартыновича Кирхенштейна, который был главой народного правительства Латвии. А сам Арнольд Кирхенштейн был главным механиком горного управления "Асборуда" и жил в Асбесте. Согласно данным из "Книги памяти", 7 февраля 1938 года он был арестован, а 28 сентября 1938 года осужден, расстрелян 10 октября.
Также Александру Кочергину удалось выяснить, что у Арнольда Мартыновича Кирхенштейна было три сына. У двоих из них - тоже трагическая судьба. Старший сын Валентин был лейтенантом и погиб 27 декабря 1944 года. Средний Юрий тоже был лейтенантом, командиром роты 191-го стрелкового полка 201 -й латышской дивизии. Он погиб 2 марта 1942 года. Младший Евгений - лейтенант-слушатель государственного института физической культуры им.И.Сталина. Его дату смерти выяснить пока не удалось. Но судя по тому, что на момент воспоминаний Александра Кочергина старшие братья были уже мертвы, в гости в Асбест приезжал именно Евгений Кирхенштейн.
На снимке: Август Мартынович Кирхенштейн, глава народного правительства Латвии с 1941 по 1952 год. Оба его брата - Рудольф (разведчик) и Арнольд (инженер) были репрессированы в 1937 и 1938 году.
Е. Лобова
|