А во Дворце культуры показывали спектакли свердловские театры.
В 1926 году наша семья переехала в Асбест. Помню, какое сильное впечатление произвела "кукушка" на железной дороге, большие дома, шумный базар и клуб "Пролетновъ”.
Удивительную ловкость участников видела на Ильинском стадионе во время конных скачек и футбольных игр. Мы с интересом наблюдали, как взрослые играют в кегли, крокет, лотерею в летнем саду. В те годы душой всех увлекательных игр был А.Е.Абаскалов.
В 1930 году я поступила в школу, в первый класс. Помню длинные столы и высокие скамейки, за которыми мы учились грамоте. В 1933 году нас перевели в образцовую школу (ныне - школа №12), где заведующей была Анна Дмитриевна Гущина. Мы любили своих учителей и во всем помогали им. К нам в школу приходили набираться опыта коллективы других школ. Помню, как изучали военное дело, как готовились к концертам, старались учиться на "хорошо" и "отлично". Мы имели единый школьный вид - серый халат и короткую прическу.
Я являлась участницей струнного оркестра. Под нашу музыку вся школа делала зарядку во дворе, во время перемен были организованы танцы для мальчиков и девочек.
1936 учебный год начали в новом прекрасном здании, где директором долгое время был Афанасий Васильевич Цыганов.
Школьная жизнь кипела и бурлила. Проходили турниры, выпускались литературные газеты. Запевалами всех дел были десятиклассники: Иван Задорин, Галина Ярцева, Зинаида Задорожная, Тарасевич, Лоскутов, Зеленов, Эверарди.
В пятых-шестых классах нравились уроки труда и пения. Любовь к пению постепенно привела нас на сцену Дворца культуры. Мы участвовали в детском хоре, детском джазе. Многие посещали школу танцев.
В эти же годы на сцене Дворца культуры мы впервые услышали оперу в исполнении артистов Свердловского оперного театра, увидели спектакли театра Музыкальной комедии, гастролирующих летом в Асбесте.
В январе 1938 года я была принята общешкольным собранием в члены ВЛКСМ. В этом же году, окончив семь классов, поступила в Свердловское педагогическое училище. Началась новая жизнь, самостоятельная и трудная.
На скромные средства мы покупали методическую литературу, не заботясь о вещах первой необходимости. Надеялись заработать и все приобрести после. Но после обернулось для нас суровым временем. В день окончания училища - 22 июня 1941 года, в четыре часа утра, сидя в скверике, мы услышали из открытых окон общежития сообщение о войне.
Здание училища переоборудовали под госпиталь. Мы освобождали классные комнаты, мыли окна и стены в кабинетах, дежурили по ночам, провожали на фронт отряды добровольцев. А еще через несколько дней встречали вагоны с ранеными...
15 августа 1941 года по путевке областного отдела народного образования меня направили заведующей школы в поселок Старый Перевоз.
В 1944 году я вернулась в Асбест. В городе заметила отсутствие деревьев вокруг школ. Оказывается, они ушли на отопление помещений. Работать направили воспитателем и учителем первого класса в детский дом. Комнаты были пусты, ребята худые и грязные. Учились за столами столовой. Не было учебников и бумаги. Ребята еле-еле запоминали азбуку и счет. Инструктор ГК ВЛКСМ Кузнецова не могла без слез смотреть на маленькие спящие тельца, по четыре-пять человек на одной кровати. Когда детский дом переехал в другое здание, жизнь детей начала меняться в лучшую сторону.
А весной 1945 года мы услышали о Победе! Летом 1945 года ГК ВЛКСМ направил меня старшей вожатой в пионерский лагерь завода АТИ при школе №5. После меня направили в ГК ВЛКСМ инструктором по пионерской работе.
В1946 году я перешла на работу в школу. В 1953 году в нашем городе открылась школа №1 (ныне - школа № 8). Меня перевели учителем рисования и черчения, но мне захотелось вернуться к прежней работе - вожатой. Просьба была удовлетворена.
В 1956 году коллектив школы №1 расформировали, я перешла в начальную школу на первый класс. Школа №7 не позволяла проводить утренники в классе (здание общежития РМЗ). Нам приходилось выступать в клубе "Металлист". Подготовка к елке, к смотрам были радостным событием для детей.
Летом 1956 года я стала работать начальником пионерского лагеря "Каменка” от завода АТИ. Условия труда были нелегкими. Не было электричества и воды, помещения ветхие и неудобные для проживания. У нас был хороший Совет дружины. Любое предложение сейчас же подхватывалось, мы успевали подготовить план для всего лагеря.
Из воспоминаний Галины Борисовны Каиновой.
|