Они участвовали в испытаниях ядерного оружия.
29 августа исполнилось 70 лет с момента испытаний в Советском Союзе первой атомной бомбы.
Эту не самую радостную дату (в Свердловской области торжества состоятся 4 сентября) по всей Российской Федерации отмечают ветераны подразделений особого риска, выполнявшие специальные работы в зоне радиоактивного заражения.
Многие десятилетия мало кто знал об их существовании. Списки военнослужащих, проходивших на полигоне срочную службу, были строго засекречены. А они сами не имели права обмолвиться, где находятся - ни вовремя службы, ни после нее. Письма своим сыновьям матери отправляли по почтовому адресу: "Москва-400" и были убеждены, что те исполняют воинский долг в столице.
Все запреты только 20 декабря 1993 года отменил-первый президент Российской Федерации Борис Ельцин, издавший Указ №2228 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Указаны в нем и даты, когда непосредственно создан ядерный щит страны - с 29 августа 1949 года по 7 августа 1962 года. Позже льготы распространились и на тех граждан, кто принимал участие в ядерных испытаниях на Семипалатинском полигоне до момента его закрытия.
Под действие Указа первого президента России попал наш земляк Петр Апалыкин. Петр Демидович пережил суровые испытания и трудности, выпавшие на долю его поколения. Ему едва исполнилось четыре года, как началась Великая Отечественная война. Летом 1941 года ушел на фронт и не вернулся домой отец.
Петр помогал матери, работал в колхозе. Окончив семь классов, попал на курсы трактористов. Пахал поля вначале на тракторе ХТЗ, у которого вместо колес были железные обода со шпорами, потом пересел на более современный ДТ-54. Трактористам полагалась отсрочка от армии - на службу ушел позже ровесников - в ноябре 1960 года. Почти сразу попал на Семипалатинский полигон.
Ядерные испытания проводились регулярно. После каждого взрыва, едва успевало рассеяться радиоактивное облако, Петра Алалыкина и других механизаторов направляли в зону ядерного взрыва. Ликвидировали его последствия - выравнивали воронки, собирали в кучу обломки искореженной техники. Затем трактористы сгребали верхний слой почвы, отправляя его в могильники. Все повторялось после нового взрыва.
В те годы солдаты до конца не представляли, в каких условиях находятся, мало задумывались о возможных последствиях. Расплачиваться пришлось всю оставшуюся жизнь.
После трех лет армейской службы Петр решил не возвращаться в родную деревню. Вместе с двумя однополчанами получил комсомольскую путевку на строительство асбофабрики № 6. Приехал в Асбест, получил направление на участок малой механизации Центрального рудоуправления, где и проработал многие годы.
Указ президента России от 1993 года на многое открыл глаза. Почти сразу он отправился в только что созданный областной комитет ветеранов подразделений особого риска, принимал участие в розыске граждан, кто имел право на льготы.
И до сих пор уверен - найти удалось далеко не всех ветеранов. Кто-то не дожил до момента признания заслуг, а кто-то, привыкнув хранить в секрете свое прошлое, так и не пожелал выдать тайны. Со временем Петр Демидович возглавил Асбестовское отделение ветеранов подразделений особого риска.
- Горжусь своими товарищами, - признается он. - В непростых условиях асбестовцы Николай Большаков, Ахат Баширов, Александр Коленов, Валерий Масленников, Шагит Шаймарданов и житель Рефтинского Сергей Дементьев выполнили свой долг и защитили страну от ядерной угрозы.
А три года назад эти люди заставили говорить о себе всю Свердловскую область. На аллее Победы по их инициативе построен единственный на Среднем Урале памятник ветеранам подразделений особого риска.
- Огромное спасибо,- признается П. Алалыкин, - генеральному директору комбината "Ураласбест" Юрию Козлову и его заместителю Валерию Юстусу. Они откликнулись на наше обращение и помогли решить финансовые проблемы с установкой памятника.
В. Синявский,
"Асбестовский рабочий"
|