В родном городе Алексея Ивановича почитают как поэта и
писателя, единственного в истории города члена Союза писателей СССР.
Коллеги считают его образцом журналиста и редактора. Читатели
«Уральского рабочего» помнят замечательные очерки собственного
корреспондента Алексея Чечулина, написанные ярким, образным языком.
Алексей Чечулин ушел из жизни в расцвете творческих сил, ему сейчас
было бы чуть за 70, но и за отмеренные судьбой 50 «с хвостиком» успел
многое. Шесть поэтических сборников и четыре книги об истории родного
края.
Во вторник в Центральной городской библиотеке, с 1999 года носящей имя Алексея Чечулина, открылся музей писателя и журналиста.
— Здесь, в библиотеке, всегда проходили встречи с самим Чечулиным,
другими уральскими писателями, которых зазывал в Асбест именно Алексей
Иванович, — пояснила директор централизованной библиотечной системы
Асбеста Наталья Спицына. — Он здесь читал лекции как член общества
«Знание», вот и афиши сохранились, можно посмотреть. Вообще, оказалось,
что у нас немало собственных экспонатов — его книги, записанные встречи с
читателями, фотографии, сделанные на этих встречах.
— А вот другая группа экспонатов — удостоверения, рабочие фотографии,
грамоты, знаки отличия — досталась нелегко, — продолжает Галина
Чечулина, вдова поэта. — В свое время мы передали их городскому музею,
который превратился в филиал областного, и чтобы оформить экспозицию,
пришлось вести переписку с региональным министерством культуры. Пока
экспонаты оформлены во временное пользование, но обещают передать
насовсем.
Книги из домашнего архива, все — с дарственными надписями авторов, —
еще одна часть экспозиции. И что для многих оказалось самым интересным, в
том числе для меня, — множество фотопортретов. Тех самых, черно-белых,
передающих характер и настроение, сделанные вручную от и до, начиная с
выбора ракурса, глубины резкости, составления реактивов, печати и
закрепления.
— Зато фотография была творчеством, — делится журналист газеты
«Асбестовский рабочий» Василий Синявский. — Почти все эти портреты
сделаны мною. Здесь и рабочие моменты, и минуты отдыха. Алексей
позировал с удовольствием.
Открытие музея получилось совершенно не стандартным мероприятием:
экскурсию не проводили, множество экспонатов разложили просто по столам —
можно взять в руки и рассмотреть как следует, зато читали стихи артисты
театра «Лицей» (о рождении и первых успехах школьных лицедеев писал
собкор Алексей Чечулин на страницах «Уральского рабочего») и
рассказывали о встречах с именитым земляком те, кому довелось трудиться и
творить бок о бок.
— Алексей Иванович был руководителем нашей поэтической студии, —
вспоминает Ирина Княгиничева. — И единственным профессионалом среди
любителей. Когда доходило дело до разбора написанных нами строк, он
делал это так, что мы получали заряд вдохновения, а не разочарования.
Да, критиковал, причем с юмором, но не обидно совершенно, и эти уроки не
забываются. Поэтический клуб живет.
Удивительно, как богат на литературное созидание Асбест — горняцкий
город. И Алексей Чечулин, оставивший потомкам свои стихи, свои рассказы о
том, «как все начиналось и продолжалось», — нет, не просто описание
реалий, событий, приключений, а человеческих чувств, — родом из трудовой
горняцкой династии. Минерал асбест добывали его отец и братья, а вот
самый младший в семье сын потянулся к творчеству. Нетрудно представить,
что чувствовали родители, держа в руках первую книжку Алексея —
«Березовое солнышко», в которой поэтической строкой рассказано о самом
главном для человека — любви, семье и родине. Позже пришел интерес к
истории, журналистский опыт — так пишутся книги «Асбест» из серии
«Города нашего края», «Николай Аввакумов» из серии «Земляки» — об
известном асбестовском художнике-графике — и «Самоцветы для Парижа»,
вполне детективная история, случившаяся на заре ХХ века и получившая
продолжение спустя полвека.
А ведь история — это то, что не кончается никогда. И. Атанасова Источник газета-уральский-рабочий.рф
|