О судьбах земляков, вплетенных в историю страны.
Житель поселка Малышева Григорий Яковлевич Демьяненко урожденный белорус, кадровый офицер. Здесь, у западных границ нашей Родины, ему в числе первых пришлось сдерживать звериный пыл фашистских дивизий.
Шли тяжелые бои, изматывающие противника! Демьяненко служил тогда в 15-й пехотной армии. Бой под Можайском. Отбивали атаки немецких танков. Потом взрыв, который словно провалил его в черную глухую яму.
Демьяненко с трудом открыл глаза. Немецкая брань. Мутные расплывчатые контуры лиц столпившихся над ним людей. Он еще ничего не мог понять, лишь ощущал, как стучала молоточком кровь в висках. Его пинали сапогами, но боли он уже не чувствовал, только слышал тупой звук ударов в спину, в бока, по голове... С трудом поднялся. Сзади подтолкнули прикладом к крытой брезентом машине.
"Плен", - как раскаленной иглой прошила мысль все тело Григория.
Стояла невыносимая жара. В фургоне нечем дышать. "Пить", - просили израненные красноармейцы, но пить не давали.
- Под Смоленском удалось бежать. Связался с партизанами, но предатель выдал. Меня схватили, пытали, на семь суток бросили в силосную яму, -рассказывал Григорий Яковлевич.
Наутро восьмого дня всем пленным скрутили руки колючей проволокой, затолкали в маленькие товарные вагоны...
На двадцать вторые сутки привезли в Бухен-вальд. На воротах вылитые из металла циничные слова: "Каждому - свое".
-У нас отобрали имя и отчество, - вспоминал Григорий Яковлевич, - и присвоили номера. Мой -36042. Полураздетые, в деревянных колодках, мы работали по 12-14 часов.
- Не думайте, что мы сидели в этом фашистском логове сложа руки. Несмотря на ежедневные тяжкие испытания, антифашистская организация капитально готовилась к решительному восстанию. И вот одиннадцатого апреля 1945 года оно громом раскатилось по всем баракам, - рассказывал Г. Я. Демьяненко.
Г. Я. Демьяненко закончил войну в Советской Армии. После победы демобилизовался, приехал на Урал к жене. Почти четверть века знали его как художника-оформителя в поселке имени Малышева.
Совет ветеранов войны и совет пенсионеров поселка поручили Демьяненко организовать комнату боевой и трудовой славы. Сам оформлял, сколачивал стенды, делал надписи. Много ценных материалов внес своих. А сколько собрал экспонатов, когда ездил в другие города, музеи.
Постоянно поддерживал связь Г. Я. Демьяненко с немецким национальным музеем в Дрездене "Бухенвальдский набат".
Надежда РЕУТОВА.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|