Как "под крылом сильной компании" два миллиона рублей незаметно превращаются в две тысячи
В 1996 году жительница Асбеста Людмила Куракина решила застраховать в Асбестовском отделении Росгосстраха свою дочь Ольгу, чтобы в счастливый момент бракосочетания наследница получила кругленькую сумму в размере двух миллионов рублей.
Деньги, действительно, немалые. Чтобы лучше понимать их объем, прибегнем к долларовому эквиваленту. Миллион рублей в тот момент по курсу 50:1 можно было обменять на 200 долларов. Соответственно в настоящее время 400 долларов - примерно 25 тысяч рублей. К слову, обменный курс доллара сохранился и после девальвации рубля во второй половине 90-х годов. Только за каждый доллар после денежной реформы в банках и обменных пунктах начали брать пять рублей.
Однако истинную цену двум миллионам рублей знают только те, кому довелось трудиться в девяностые годы прошлого века. Низкие зарплаты и постоянные задержки с выплатами привели к тому, что денег у большинства населения постоянно не хватало.И все-таки Людмила Куракина решила не экономить средства на дочери. Она надеялась обеспечить ей минимальный стартовый капитал в семейной жизни.
Страховой договор заключила на пять лет, но, поднапрягшись, выплатила требуемые средства за три года. И облегченно вздохнула - будущее дочери хотя бы немного обеспечила. Свадьба состоялась, но муж Ольги - военный, и молодожены вскоре после торжества уехали по долгу службы в Краснодарский край, не успев получить страховую сумму. Полис молодая жена увезла с собой.
Вскоре выяснилось, что получить деньги вдали от дома невозможно. Ольга прислала страховку матери. Полная приятных надежд, Людмила Михайловна отправилась в Росгосстрах. В подтверждение своих платежей, которые перечислялись в страховую компанию путем вычета из зарплаты, она даже справкой с размером денежных сумм из городского архива запаслась. Но ни полис, ни справка не помогли.
Почему отказали в выплате, женщина до конца так и не поняла. Уловила только в предоставленных объяснениях, что год рождения у дочери какой-то не такой.
В конечном итоге Людмиле Михайловне предложили обратиться в Расчетный центр компенсационных выплат в Рязани. Несколько раз женщина отправляла туда запросы. И исправно получала удивительные ответы. Процитируем один из них за подписью руководителя Расчетного центра компенсационных выплат О.В. Черенковой от 22 февраля 2014 года:
"В текущем году ОАО "Росгосстрах" проводит выплату компенсации в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 2.12.2012 года № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов" и постановлениями правительства №1093 и №1169 только по взносам, уплаченным до 1 января 1992 года.
Произвести выплату компенсации по договору страхования (страхователь Куракина Людмила Михайловна,застрахованный - Куракина Ольга Вячеславовна) не представляется возможным, так как он заключен после 1 января 1992 года".
Письмо достаточно большое, и в его первой части указывается, что из-за изменения нарицательной стоимости рубля каждая тысяча, которую заплатил страхователь, превратилась в рубль, а миллион - в тысячу рублей. Из подобных разъяснений непонятно, что руководитель Центра компенсационных выплат пыталась донести до клиента - то ли информацию о том, что женщина не имеет права на компенсацию, то ли ей рекомендовали ждать своей очереди, которая наступит после завершения выплат гражданам, имевшим страховки до 1992 года.
Со своей стороны решили обратиться за разъяснениями к специалистам. За последние годы бывший Росгосстрах успел разделиться на две части, имеющие разных собственников - страховую компанию "Росгосстрах" и "Росгосстрах-жизнь". Правоприемником "сильной компании" является страховая компания ПАО "Росгосстрах", располагающаяся на улице Ленинградской. К ее руководителю Виктории Швецовой и обратились журналисты.
Виктория Николаевна подтвердила правильность действий нашего читателя. Только те, кто был застрахован до 1992 года, имеют право на компенсации, а когда начнутся выплаты компенсаций гражданам, застраховавшимся позднее этого срока, она не знает - никаких решений на государственном уровне по данному поводу еще не принималось. Объяснять, почему граждане своевременно не получили по страховому полису свои накопления, руководитель не стала. Не назвала даже примерно, сколько человек пострадало от неоплаченных страховых полисов в 90-е годы.
От ветеранов того прежнего Росгосстраха удалось узнать, что во времена, когда оформила страховку Людмила Куракина, наш город обслуживало самостоятельное подразделение "Росгосстрах-Урал", которое в 1998 году обанкротилось. Информацию по данному факту, как и список пострадавших граждан, можно найти в Интернете.
Но далеко не все горожане узнали об этой ситуации. Они продолжали исправно выплачивать свои кровные, еще не понимая, что деньги к ним могут не вернуться. Так и произошло.
- Поэтому сегодня, - утверждают специалисты, к которым обратились работники газеты, - нужно добиваться письменного отказа в выплатах, и не в Рязани (вряд ли можно рассчитывать в ближайшее время на компенсации), а в страховом центре Екатеринбурга. С этим отказом уже обращаться в суд, но шансов выиграть дело -немного.
Нашей читательнице Людмиле Куракиной в ближайшей перспективе страховые выплаты, а они успели превратиться в скромные две тысячи рублей или примерно в 30 долларов по действующему курсу, скорее всего, так и не удастся получить.
Но терять надежду не следует, говорят знающие люди, и страховое свидетельство лучше сохранить. Надежда получить выплату есть, ведь государство пусть не сразу, но все-таки старается погашать старые долги.
А. ВАСИЛЬЕВ.
"Асбестовский рабочий"
|