Впервые
товары широкого потребления и даже продукты питания появились
на витринах отделений связи более 20 лет назад. Почтовое ведомство
занялось предоставлением «нетрадиционных» услуг не от хорошей жизни —
нужно было просто выжить в условиях надвигающегося рынка и снижающейся
с каждым годом поддержки государства. И вот — стратегия меняется. Появление
на почте помимо конвертов, открыток, газет и журналов ещё и простыней,
наволочек, игрушек, шампуней, стиральных порошков, подсолнечного масла,
конфет, тушёнки и многого другого вызвало у населения неоднозначную
реакцию. Жители крупных городов не испытывают особой нужды
в подобных услугах — кругом полно магазинов. Но когда в почтовых
отделениях стали принимать плату за коммунальные услуги, телефон,
Интернет и многие другие платежи, клиенты заодно, выстояв очередь,
покупали и товары. Продажа товаров и продуктов стала востребованной
услугой в сельской местности, в глубинке, где порой кроме почты нет
никаких учреждений. Почта в таких местностях, а в стране их немало,
является лучом света. Почтальоны на селе разносят не только письма
и газеты, но и товары. Для малоподвижных и пожилых людей — это великое
благо, продавец из магазина, даже если он есть в населённом пункте,
не принесёт на дом ни булку хлеба, ни кусок мыла. К тому же
какая-никакая, а прибавка от торговли к небольшой зарплате почтальона
есть. Доходы ФГУП «Почта России» за 2012 год от продажи товаров
составили 15,2 миллиарда рублей, что почти на четыре процента больше,
чем в 2011 году. Стало быть, услуга клиентами востребована, несмотря
на острую критику со стороны того же населения за то, что почта занялась
несвойственной ей функцией в ущерб чисто почтовым услугам. Однако доход
от торговли товарами составляет в общем доходе почты всего
11,6 процента. Конечно, при дефиците средств и эти деньги не лишние. Тем
не менее новое руководство Почты России решило скорректировать
стратегию развития. Заместитель гендиректора Почты России Инесса
Галактионова так прокомментировала такой поворот: «В городах мы хотим
сфокусироваться на продаже канцелярских товаров, печатной продукции —
на том, что классически входит в понимание почты. И полностью убрать
розничные товары. Мы не хотим, чтобы в городах-миллионниках почтовые
отделения превращались в базар». Неплохо было бы и Роспечати
пересмотреть свои позиции и обратить внимание на продажу периодики,
а не вымывать из киосков местные газеты. Жителям сёл и деревень
пока опасаться нечего — в их отделениях связи останется широкий
ассортимент промышленных и продуктовых товаров. В Свердловской области
сельских ОПС больше, чем городских — 531 плюс восемь передвижных
отделений действуют в деревнях и небольших посёлках, в городах — 386.
И прибыль от торговли товарами там тоже выше — из 100 миллионов 781
тысячи доходов от торговли свыше 53 миллионов получено в сельских
отделениях. Уральские почтовики доставляют в глубинку, где давно забыли
о магазинах, стиральные машины, холодильники и другую бытовую технику.
Так что сельчанам «без базара» на почте пока не прожить. Мнения Татьяна Буракова, начальник почтового отделения посёлка Изумруд Асбестовского ГО: — Ещё
несколько лет назад товары народного потребления. которые мы предлагали
нашим клиентам, были востребованы. Сегодня ситуация поменялась — спрос
упал. Мы, конечно, по старой традиции предлагаем изделия бытовой химии,
полотенца, зубную пасту — покупают, но мало. Торговля уже не приносит
того дохода, который был раньше. Всё это, только в большем ассортименте,
люди могут купить в магазинах, которых стало больше в нашем посёлке. А вот
подписка на периодические издания и продажа журналов и газет у нас идёт
хорошо. Сегодня мы делаем акцент на чисто традиционные для почты
услуги. Был спрос — было и предложение, поскольку теперь нет в этом
необходимости, стоит подумать о том, нужна ли нам вообще такая услуга. Ангелина Завьялова, пенсионерка, жительница деревни Прыткова Байкаловского сельского поселения: — Лет
семь назад я работала почтальонкой в почтовом отделении села Шадринка,
обслуживала пять деревень. Не поверите, но иногда товары несла чуть
не в зубах — деревенские чего только не заказывали. Частенько муж
загружал сумки в машину и развозил по деревням. Деревенские просили
принести халаты, платья, одеяла, трикотаж, мыло, шампуни, семена...
Теперь в каждой деревне не по одному магазину. Правда, я иногда прошу
почтальона что-нибудь принести, но она отказывается, говорит, что
невыгодно таскать тяжести. Источник: oblgazeta.ru
|