|  Впервые
 товары широкого потребления и даже продукты питания появились 
на витринах отделений связи более 20 лет назад. Почтовое ведомство 
занялось предоставлением «нетрадиционных» услуг не от хорошей жизни — 
нужно было просто выжить в условиях надвигающегося рынка и снижающейся 
с каждым годом поддержки государства. И вот — стратегия меняется. Появление
 на почте помимо конвертов, открыток, газет и журналов ещё и простыней, 
наволочек, игрушек, шампуней, стиральных порошков, подсолнечного масла, 
конфет, тушёнки и многого другого вызвало у населения неоднозначную 
реакцию. Жители крупных городов не испытывают особой нужды 
в подобных услугах — кругом полно магазинов. Но когда в почтовых 
отделениях стали принимать плату за коммунальные услуги, телефон, 
Интернет и многие другие платежи, клиенты заодно, выстояв очередь, 
покупали и товары. Продажа товаров и продуктов стала востребованной 
услугой в сельской местности, в глубинке, где порой кроме почты нет 
никаких учреждений. Почта в таких местностях, а в стране их немало, 
является лучом света. Почтальоны на селе разносят не только письма 
и газеты, но и товары. Для малоподвижных и пожилых людей — это великое 
благо, продавец из магазина, даже если он есть в населённом пункте, 
не принесёт на дом ни булку хлеба, ни кусок мыла. К тому же 
какая-никакая, а прибавка от торговли к небольшой зарплате почтальона 
есть. Доходы ФГУП «Почта России» за 2012 год от продажи товаров 
составили 15,2 миллиарда рублей, что почти на четыре процента больше, 
чем в 2011 году. Стало быть, услуга клиентами востребована, несмотря 
на острую критику со стороны того же населения за то, что почта занялась
 несвойственной ей функцией в ущерб чисто почтовым услугам. Однако доход
 от торговли товарами составляет в общем доходе почты всего 
11,6 процента. Конечно, при дефиците средств и эти деньги не лишние. Тем
 не менее новое руководство Почты России решило скорректировать 
стратегию развития. Заместитель гендиректора Почты России Инесса 
Галактионова так прокомментировала такой поворот: «В городах мы хотим 
сфокусироваться на продаже канцелярских товаров, печатной продукции — 
на том, что классически входит в понимание почты. И полностью убрать 
розничные товары. Мы не хотим, чтобы в городах-миллионниках почтовые 
отделения превращались в базар». Неплохо было бы и Роспечати 
пересмотреть свои позиции и обратить внимание на продажу периодики, 
а не вымывать из киосков местные газеты. Жителям сёл и деревень 
пока опасаться нечего — в их отделениях связи останется широкий 
ассортимент промышленных и продуктовых товаров. В Свердловской области 
сельских ОПС больше, чем городских — 531 плюс восемь передвижных 
отделений действуют в деревнях и небольших посёлках, в городах — 386. 
И прибыль от торговли товарами там тоже выше — из 100 миллионов 781 
тысячи доходов от торговли свыше 53 миллионов получено в сельских 
отделениях. Уральские почтовики доставляют в глубинку, где давно забыли 
о магазинах, стиральные машины, холодильники и другую бытовую технику. 
Так что сельчанам «без базара» на почте пока не прожить. Мнения Татьяна Буракова, начальник почтового отделения посёлка Изумруд Асбестовского ГО: — Ещё
 несколько лет назад товары народного потребления. которые мы предлагали
 нашим клиентам, были востребованы. Сегодня ситуация поменялась — спрос 
упал. Мы, конечно, по старой традиции предлагаем изделия бытовой химии, 
полотенца, зубную пасту — покупают, но мало. Торговля уже не приносит 
того дохода, который был раньше. Всё это, только в большем ассортименте,
 люди могут купить в магазинах, которых стало больше в нашем посёлке. А вот
 подписка на периодические издания и продажа журналов и газет у нас идёт
 хорошо. Сегодня мы делаем акцент на чисто традиционные для почты 
услуги. Был спрос — было и предложение, поскольку теперь нет в этом 
необходимости, стоит подумать о том, нужна ли нам вообще такая услуга. Ангелина Завьялова, пенсионерка, жительница деревни Прыткова Байкаловского сельского поселения: — Лет
 семь назад я работала почтальонкой в почтовом отделении села Шадринка, 
обслуживала пять деревень. Не поверите, но иногда товары несла чуть 
не в зубах — деревенские чего только не заказывали. Частенько муж 
загружал сумки в машину и развозил по деревням. Деревенские просили 
принести халаты, платья, одеяла, трикотаж, мыло, шампуни, семена... 
Теперь в каждой деревне не по одному магазину. Правда, я иногда прошу 
почтальона что-нибудь принести, но она отказывается, говорит, что 
невыгодно таскать тяжести. Источник: oblgazeta.ru
 |