Его мы привыкли видеть на торжествах в морском кителе, при орденах и медалях, не по годам стройного, с военной выправкой.
Лев Яковлевич Лунев был призван в ряды действующей армии в 1943 году, закончил военное училище, офицер-водолаз. Потом он командовал подразделением водолазов в одной из частей дважды Краснознаменного Балтийского флота.
Чтобы яснее представить, что была за служба, вспомним вот это:
"Летом 1942 года фашистам удалось создать в Финском заливе чрезвычайно плотные заграждения из различных образцов контактных и неконтактных мин и минных защитников. 12873 мины в несколько ярусов стояли на участке от Хапасар-ских шхер до Кургальского полуострова. Ни один другой советский военно-морской театр не знал такой насыщенности минами. "Суп с клецками" -называли в это время балтийские минеры Финский залив" (из книги В. Николаева "Морские саперы").
Перед морскими саперами стояла задача государственной важности - очистить от вражеских мин наши территориальные воды. Нужно было буквально обшарить каждый квадратный метр дна Финского залива, обследовать тысячи портовых сооружений.
Соединение катерных тральщиков "КТЩ", в котором служил Лунев, уходило на несколько месяцев на траление вод Балтийского моря и Финского залива.
Работа морских саперов была опаснее, чем на суше. Особую коварность таили магнитные донные мины. Корабль проходил над ними, бывало, до десяти раз, а на одиннадцатый или двенадцатый мог сработать механизм необнаруженной ранее мины,
и корабль совершенно неожиданно взрывался.
Давно отгремели бои Великой Отечественной, а для тех, кто занимался тралением вражеских мин. эти бои продолжались еще многие-многие годы.
В газете "Страж Балтики" в статье, озаглавленной "Славься службой честной, боевой", называется имя Лунева, умелого руководителя работами по уничтожению мин и торпед.
Лев Яковлевич вспоминает один из многих эпизодов:
- Было это в 1959 году неподалеку от рабочего поселка Кабли. В заливе штиль. Тишина удивительная, даже чайки приумолкли. Благодать. Не хочется думать о том, что где-то совсем рядом притаилась смерть. Местный рыбак, заметив в водорослях посторонний предмет, доложил о нем на погранзаставу. А оттуда сообщили нашему командиру. Условия мелководья не позволили водолазному морскому боту выйти на обследование обнаруженного предмета. И вот мы на рыбацкой лодке. Установив на нее "помпу", подплываем к месту. Приказываю водолазу спуститься. Через минуту слышу с грунта ответ: фашистская торпеда, лежит со времен войны. На грунт был подан взрывной снаряд. И вскоре мирное небо потряс сильный взрыв. Еще одним эхом войны стало меньше. А у нас на душе полегчало: опять спасли сколько-то жизней неизвестных нам людей.
В декабре 1960 года старший лейтенант Л. Я. Лунев был демобилизован и, естественно, его потянуло в родные края, на Урал, в свой Асбест. С тех пор работал на заводе асботехнических изделий. В городе знают его как активиста военно-патриотического воспитания молодежи, лектора общества "Знание", краеведа и организатора музея на заводе АТИ.
Анна ПОПОВА.