Вместо запланированных 7 тысяч комбинату Ураласбест предоставили только 2 тысячи вагонов.
Свердловские промышленники бьют в набат: в регионе не хватает вагонов
для отгрузки строительных материалов. По мнению экспертов, это чревато
угасанием случившегося летом оживления на рынке и замедлением
экономической активности в 2016 году. Железная дорога себя виновной не
признает, ссылаясь на рыночные преобразования в отрасли. Но, как выяснилось,
ничего рыночного в доставке грузов по "железке" нет. "Кривая" реформа
ОАО "РЖД" привела к тому, что вместо конкуренции на дороге взошли
ядовитые цветы продразверстки.
Летом 2015 года увеличился спрос на строительные материалы. По данным
заместителя руководителя Екатеринбургского филиала АО "ФГК" Владимира
Черных, в 2014 году в месяц подавалось под погрузку в среднем 12 тысяч
полувагонов. В июне 2015-го произошел скачок на 49%. В июле рост
продолжился, зато в августе - сентябре отправка щебня резко
застопорилась.
Как полагает вице-президент Свердловского областного союза
промышленников и предпринимателей Сергей Мазуркевич, это произошло
потому, что с 1 августа парк Федеральной грузовой компании перешел в
управление РЖД. Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) сразу
выдвинул клиентам условие: работать с трейдерами не будем – только с
грузоотправителями. Объяснили это так: хотим уменьшить себестоимость
транспортировки и сделать более прозрачным весь транспортный процесс.
Но ни того, ни другого не случилось: по словам Мазуркевича, уже в
августе произошло повышение цен и возник дефицит подвижного состава.
Коммерческий директор ОАО "Ураласбест" Яков Ременник подтвердил, что его
предприятию в месяц требуется 7 тысяч вагонов, а ЦФТО удовлетворил
заявки только на 2 тысячи. Еще столько же предоставили другие операторы
подвижного состава, что комбинат, конечно же, не устраивает.
Промышленники опасаются потерять по вине перевозчика рынки сбыта. Так
уже было в прежние годы: как только Свердловская железная дорога
сокращала подачу вагонов, щебень на север Тюменской области начинали
возить по реке из Сибири. Нынешний транспортный коллапс очень скоро
приведет к сокращению продаж и тяжелому финансовому положению
производителей, которые из-за кризиса и без того сократили объемы
производства.
Самое интересное заключается в том, что дефицита вагонов в стране нет –
скорее, излишек примерно в 100 тысяч. При этом оборачиваемость
подвижного состава очень низкая. В.Черных утверждает, что в июне
грузовой вагон в среднем работал шесть суток, в августе – восемь и в
сентябре – семь. То есть имеющиеся вагоны практически не используются.
Причины следует искать в нынешней организации работы на железной дороге.
Сегодня, отмечает Я.Ременник, вагоны разных собственников "бродят" по
дороге. Дирекция по управлению движением перехватывает их, исходя из
имеющихся заявок. Но поскольку отследить "блуждающие" вагоны сложно,
сформировать порожний состав для крупного грузоотправителя
затруднительно – особенно в условиях "рынка", когда правая рука РЖД
часто не ведает, что делает левая.
Предприниматели предлагают железной дороге: верните порожние маршруты, и
"вертушки" (отвез – вернулся) решат проблему. Заместитель начальника
Свердловской дирекции управления движением Сергей Галкин говорит, что
сделать это почти невозможно, поскольку РЖД теперь не управляет всеми
вагонами, а лишь выполняет заявки. Составы получаются "лоскутными", и
поэтому сформировать исключительно порожние маршруты трудно. По его
словам, лишь единицы предприятий организованно сдают вагоны после
перевозки. Формировать же для кого-то маршруты на путях общего
пользования накладно, поскольку за нахождение на них теперь взимается
плата.
Отвергла дорога претензии и по поводу роста цен. Заместитель начальника
Свердловского ЦФТО Владимир Канунников даже возмутился: "Мы акционерное
общество и лишь оперируем вагонным парком. Почему претензии только к
нам? Да, тариф вырос на 30%, но ведь и спрос на щебень вырос в два раза.
Обычная рыночная ситуация". Руководители Свердловской железной дороги
считают, что они не обязаны обеспечивать вагонами грузоотправителей.
Заместитель руководителя свердловского УФАС России Сергей Волков
отмечает, что с РЖД никто не снимал обязанность подавать вагоны.
Компания должна быть предельно прозрачной: от кого и сколько поступило
заявок, кому отказано и по какой причине. Если кого-то ущемляют,
антимонопольная служба готова разбираться в каждом конкретном случае. Но
пока по поводу несправедливого распределения вагонов в УФАС никто не
обращался.
Предприниматели заявили, что жалоба на железную дорогу равносильна
потере бизнеса. Сказано это было в присутствии топ-менеджеров СвЖД, и
никто из них не возразил в ответ. Поэтому федеральному правительству,
считают эксперты, пора определяться со статусом РЖД: если это рыночная
структура, то она не должна по-советски диктовать бизнесу, как тот
должен работать. В противном случае это будет не рынок, а обычное
"обувание" грузоотправителей под рыночными лозунгами.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ Источник Уралинформбюро |