|  Почему дороги на Урале латают исключительно осенью Знающий
 человек расценит вопрос как дурацкий. У нас так положено. Мало ли, что 
технологии ремонта требуют сухой погоды и подходящей температуры, — у 
чиновников свой резон.
  По крайней мере такими резонами руководствуются в Асбесте, где состояние дорог не выдерживает никакой критики. Взять опасный участок трассы в направлении поселка Рефтинского
 — нынешней затяжной зимой он был закрыт по требованию Госавтоинспекции.
 Дорогу требовалось на тот момент всего лишь почистить, ибо из-за 
сугробов она сузилась до непроезжего состояния, но сделать это было 
некому. Трассы
 между муниципальными образованиями принадлежат не самим муниципальным 
образованиям, и любые расходы на содержание чужой собственности 
расцениваются как нецелевое расходование средств. Но собственник — 
министерство по управлению государственным имуществом Свердловской 
области — далеко, до бога, как говорится, высоко, поэтому водители и 
пассажиры за свою безопасность отвечали сами. Госавтоинспекция в случае 
происшествия, конечно, поможет, но только в рамках собственных 
полномочий. Скажем, почистить дорогу не возьмется, а вот потребовать 
закрыть — вполне. Пока
 ультиматум правоохранительных органов набирал бумажную (законную) силу,
 снег растаял. Видимости стало больше, автоаварий — не меньше, потому 
что ямы и рытвины тянутся до самого поселка Рефтинского. Неизвестный 
благодетель, невзирая на оплаченный транспортный налог, залатал 
небольшой участок перед населенным пунктом, с тем и лето минуло. 
Невозможно подсчитать, сколько автомобилей убило здесь колес и подвесок,
 — этот ущерб не фиксируется и, соответственно, не возмещается. —
 Мы с мужем решили поехать в Рефтинский на праздник, — рассказывает 
жительница Асбеста Ольга Чащина. — Машина осталась без задних колес. 
Когда пришлось остановиться, я увидела впереди две стоящие по той же 
причине машины, и сзади, смотрю, еще две останавливаются. Наверное, 
следовало вызвать ГАИ, составить акт и потом обратиться в суд. Но с кем 
судиться-то? Нельзя
 сказать, что межмуниципальные дороги остались без присмотра совсем. Их в
 свое время правдами-неправдами старались запихнуть в областной дорожный
 фонд, потому что у города на капремонт 20—30-километровых трасс денег 
никогда не найдется. Например, дорогу Асбест — поселок Малышева год 
назад даже отремонтировали. —
 Но качество ремонта оставляет желать лучшего, — рассказал начальник 
отдела ЖКХ городской администрации Виталий Рожин. — Мы опять ее латаем, 
потому что асфальт уже местами вспучился. С недобросовестным подрядчиком
 судились, но арбитраж не признал претензий. Пришлось даже долги 
платить, и от 10 миллионов, выделенных на 2011 год городской казной на 
ремонт дорог, осталось только 4. Собственно,
 и на 10 миллионах далеко не уедешь, этого хватит на ремонт двух 
километров. Хотя в самом Асбесте, отличающимся компактной застройкой, 
улицы не длинные. Но ремонтировать необходимо все без исключения. —
 Дороги построены полвека назад, — рассуждает Виталий Рожин. — Срок 
службы каждой — 12—15 лет. По-хорошему, мы должны каждый год 
реконструировать не менее 16,1 километра трасс. А
 теперь умножьте цифру на пять миллионов — столько стоит восстановление 
одного километра дорожного полотна. Получится порядка 80 миллионов 
рублей — чуть ли не половина годового муниципального бюджета. Даже
 если такие деньги найдутся (в лотерею можно выиграть, кредит взять или 
попасть в областную программу), освоить их так же невероятно, как 
достать. Да еще и качеством жертвовать придется. Пока
 у города нет денег, дороги ремонтируют «точечно» — то есть латают ямы. В
 основном с помощью метода «холодного фрезования»: вырезается отверстие,
 обрабатывается специальной эмульсией, засыпается черным щебнем и 
закрывается асфальтом. —
 Получается довольно прочно, — комментирует директор подрядной 
организации Алексей Малышев. — Такие «заплатки» могут долго служить, 
кроме того, мы используем только качественные материалы. Если сравнить с прошлогодним ремонтом «бетонки», ведущей к поселку Малышева, то и правда не знаешь, что лучше… Ямочный
 ремонт в городе успели провести летом, а вот капитальный, 
запланированный на улице Октябрьской революции, начнется не раньше конца
 сентября. Если повезет и все пойдет «без проволочек». —
 Конечно, осенью дороги не ремонтируют, — соглашается начальник 
городского ЖКХ Виталий Рожин. — Но выше бюрократической процедуры не 
прыгнешь. Проект не пришлось выставлять на конкурс — стоимость его 
позволила проплатить заказ напрямую. Правда, в этом году поменялись коды
 бюджетной квалификации, а корректировку утверждает городская Дума, это у
 нас получилось в июле. Проект готов, все условия и необходимые сведения
 выложены на сайте электронных торгов. Теперь считайте: 30 дней торгов, 
еще 10 на объявление результатов. К ремонту приступим, когда сентябрь 
будет на исходе. Между
 тем на улице Октябрьской революции расположена школа, и, собственно, 
ради безопасности школьников приняли решение ремонтировать именно эту 
дорогу. Длина улицы — 800 метров, денег как раз хватит — все сошлось. 
Обязательно смонтируют «лежачего полицейского», благоустроят пешеходный 
тротуар, сделают освещение. Только бы повезло с погодой. И с торгами, конечно. Всегда есть опасность, что найдутся желающие «сэкономить» бюджетные деньги. —
 Мы выставляем не самую высокую стоимость работ, — считает глава Асбеста
 Владимир Суслопаров. — Дешевле дорожный ремонт просто не может стоить. И
 все прекрасно понимают, если кто-то предлагает сумму в два раза 
меньшую, — ничего хорошего не получится. В этот раз мы выложили 
стоимость всех материалов и работ, подробнейшие условия для подряда. Но 
от неожиданностей не застрахованы. Подрядчиков нынче не выбирают. И время ремонта — тоже. Ирина АТАНАСОВА Источник "Уральский рабочий"
 |