О династиях земляков, опаленных войной.
Трудолюбивая семья Шариковых жила в 30-е годы на Ольховском участке Асбестовского хим-лесхоза. По душе пришелся ей Урал с его бескрайним лесом, щедрым ягодами и грибами, пением птиц и золотым тягучим янтарем-живицей.
Глава семьи Федор Михайлович и сыновья его Иван и Василий слыли отличными бондарями. Старший, Иван, в предвоенный год был призван на действительную. Его рабочее место занял младший братишка подросток Исай.
Когда началась война, сестры Шариковы Вера и Люба, совсем еще юные, освоили тяжелую профессию вздымщика. Все мужчины из семьи, кроме Исая, оказались на фронте...
СЛАВА ОРЛАМ-БАГИРОВЦАМ
Красноармейская газета "Красное Знамя" за 13 сентября 1943 года посвятила весь номер подвигу небольшой группы бойцов, которая захватила высоту, три танка и 400 гитлеровцев. А было в этой группе лишь одиннадцать гвардейцев. Казах Нургалиев, армянин Кастаньян, узбек Арипов, русский Китаев, командир гвардии лейтенант Мусеин Багиров, татарин - наглядный пример боевого содружества советских людей разных национальностей! Среди одиннадцати героев - имя асбестовского комсомольца Василия Шарикова.
С душевным трепетом читаем сейчас истлевшую, пожелтевшую, порванную на сгибах фронтовую газету. Перед заголовком на всю страницу шапка: "Слава орлам-багировцам!" На поле газеты с трудом разглядываем наспех написанные карандашом слова: "Прочтете и узнаете, кто ваш сын. Пишу в окопе. Посылаю горячий привет всем.
Пока жив, здоров. В. Шариков".
А вот выдержки из статьи майора В. Комарова, озаглавленной "Бессмертный подвиг".
"...Смолк гром битвы, но ненадолго... Слева из лощины появились густые ряды пехоты, Багиров насчитал - 400. Но что такое? Багиров протер стекло бинокля и стал смотреть еще внимательнее. Так и есть - наши! Отчетливо видна красноармейская форма, уже слышны голоса:
- Не стреляйте, мы свои... Однако с их стороны раздалось несколько выстрелов. Парторг поднялся во весь рост и гневно закричал:
- А почему вы стреляете в нас?!
Он упал, пробитый вражеской пулей. Враги разоблачили себя. Беспощадно мстили бойцы за смерть своего любимого парторга Азиса Вахабова...".
ПАМЯТЬ О НИХ СВЯЩЕННА
Начальник участка Н. Ф. Шабалин пригласил как-то Веру в контору и начал разговор о работе, о том, что на войне, дескать, всякое бывает.
"С чего это он развел со мной длинную беседу?" - подумала Вера, и вдруг сердце ее почувствовало беду, навернулись слезы. Николай Федорович усадил Веру на стул, поднес стакан с водой и проговорил виновато:
- Я извиняюсь перед тобой, что раскрыл конверт с фронта: я должен был тебя подготовить, но не сумел,- и подал письмо.
Она прижала конверт с чужим почерком к груди, боясь открыть.
- Брата нет в живых? Маме ни звука,- умоляюще проговорила она.
И вспомнила, как трудно приходится матери. Придя с ночной смены (она работала сторожем в магазине) и сделав уборку в бондарной мастерской, она спешила приготовить обед. А чтобы накормить семью в то время, надо было быть большим мастером, постичь все секреты военного кулинарного мастерства. Бывало придут с работы дети, а Василина Андреевна с юмором предложит "шанежки" из картофельной кожуры или суп с лебедой и крапивой. Накормив детей, Василина Андреевна бралась за ремонт десятки раз уже отремонтированной одежды...
Два месяца Вера носила страшное письмо о гибели Василия с собой, перечитывала его одна в лесу и плакала. А мать чаще стала говорить:
- Почему-то не стало весточек от сыновей?
- Мама, не к нам будь сказано, а что если и мы получим нехорошую весть? - осторожно намекнула Вера.
Василина Андреевна заплакала, проговорив:
- Так кого-то же убивают, война не без этого...
Вскоре пришла похоронка и на Ивана. Незадолго
до Победы еще одна - о гибели мужа Веры - Николая Вычужанина.
Вернулся домой лишь Федор Михайлович - с трудового фронта. Исай на фронт не успел, служил после Победы.
Вера Федоровна вырастила двух сыновей и дочь. И опять готовы в любое время встать в строй и
грудью своей защитить родную землю солдаты новых поколений.
Анна ПОПОВА.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|