В отличие от железной автомобильная дорога считалась проселочной, в мирное время ездили по ней на телегах. Поэтому рабочие бригады, в которые направили школьников, сразу бросили на расширение проезжей части этой автомагистрали, устройство на ней отсутствующих мостов и переправ. Вместе с другими девочками Маша валила высокие сосны в окрестных лесах, обрубала на них сучья. Она до сих пор помнит всю технологию правильной и безопасной валки столетних деревьев.
В свою очередь мальчики увозили на лошадях тяжелые бревна, которые мостили на вновь создаваемых переправах. В короткие сроки лопатами бригады расширили дорогу до размеров, позволяющих обеспечить нормальное движение транспорта, а благодаря ручным пилам заготовили необходимое количество леса для сооружения мостов.
Жизнь в районе станции не затихала ни на минуту. Теперь кроме поездов по обустроенной дороге на фронт отправляли автомобили. В итоге станцию еще чаще, чем прежде, принялись бомбить вражеские самолеты. В солнечные дни по многу раз налетали эскадрильи бомбардировщиков. В пасмурные дни, а также в ночные часы обстрел вели одиночные самолеты. Жители быстро привыкли при бомбежках прятаться в укрытиях. Они были рядом с каждым домом, станцией? учреждениями.
Но однажды вражеский самолет принялся обстреливать школу, устроил настоящую охоту за маленькими детьми. Два младших брата Марии добежать до укрытия не успели и с испугу спрятались под партами. А школу после этого случая совсем закрыли.
Все военные годы Мария трудилась в колхозе. А еще ее бригаду постоянно бросали на очистку завалов, возникавших после бомбежек в районе станции и железной дороги. Активно участвовали школьницы в строительстве запасного военного аэродрома на одном из колхозных полей. Но сначала на нем до последнего зернышка собрали и увезли на ток весь урожай, затем оборудовали взлетную полосу.
С первых дней войны ушел на фронт отец Марии Кирилл Степанович. Заведовать фермой вместо него стала супруга Павла Пантелеевна. К счастью, глава семейства не погиб - его комиссовали еще во время войны. Домой вернулся с искалеченными ногами, но как только почувствовал облегчение, вновь возглавил ферму.
Как и других сверстниц, Марию наградили медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годы". А вот получение образования пришлось отложить до Великой Победы. За партой, по сравнению с некоторыми школьниками из своего класса она смотрелась переростком. Подобная разница для времени суровых испытаний являлась обычным явлением.
После семилетки Мария окончила медицинское училище и получила распределение в Асбест. Ехала сюда с желанием. Еще помнила, как в свободное от работы время на родной станции, пока поезд заправляли водой, провожала на фронт эшелоны с проезжавшими уральскими бойцами. Они в ответ взмахом рук приветствовали провожающих и громко обещали: "Не бойтесь, мы вас защитим". А еще отец после ранения лечился в военном госпитале в Кушве. Все это роднило ее с Уральским регионом.
Ожидания оправдались. Работала Мария Кирилловна на асбофабриках №2 и 4. Коллектив здравпункта, которым она руководила, был даже победителем соревнования медиков по Свердловской области. А заведующей здравпунктом предоставили право провести на базе своего небольшого медучреждения занятия в школе передового опыта. Для участия в них приехали медики из многих городов региона.
Еще в училище Мария Ушнурцева впервые сдала кровь в донорском пункте. Сейчас она - Заслуженный донор России.
В. Синявский,