О судьбах земляков, вплетенных в историю страны. О встретивших войну.
4-й инженерно-строительный корпус дислоцировался во Львове. Отдельный батальон, где служил командиром отделения уралец Иван Екимович Кадочников, в ночь на 22 июня 1941 года расположился на отдых в палатках по соседству с костелом. Ожидались маневры Киевского особого военного округа.
И вдруг в четыре часа утра над городом появились самолеты. Покружились и скрылись на западе. Поначалу Иван и другие красноармейцы не поверили паучьей свастике на крыльях, ведь с Германией мы имели договор о ненападении.
А вокруг такое благоухание природы: аромат цветов, безоблачное небо. В душе у каждого такие мирные планы. Многие ожидали в этом году увольнения в запас и мечтали о встречах с невестами, родными. Но великая всенародная беда - война - разом перечеркнула все человеческие радости.
Минут через сорок над Львовом, еще мирно спящим, появились фашистские стервятники и начали бомбежку. Загорелся нефтеперерабатывающий завод, одна из бомб разорвалась на центральной улице. Через час инженерно-строительный корпус был уже на приграничной станции Рава-Русская.
В небе рыщут "юнкерсы", на земле рвутся снаряды, наступают вражеские танки...
Помнятся Ивану Екимовичу боль, бомбежки и отступления. На станциях приходилось взрывать стрелочные переводы, путепроводы. Отходили почти до Курска. "Господи, с нами ли это происходит? Не сон ли затянувшийся и страшный?" - думали бойцы про себя. Но верили, что вернутся на эту израненную, политую кровью родную землю, очистят, непременно очистят ее от оголтелых фашистов.
И наступил Иванов час. В ноябре 1941-го батальон пополнился, получил новую технику, оделся в новое обмундирование и двинулся на Истру.
Это было 3 января 1942 года на Волоколамском направлении. Войска гитлеровцев группы армий "Центр" к тому времени, понеся большие потери, вынуждены были откатиться от Москвы. В Истре они надеялись закрепиться. Но не тут-то было. Ивану Кадочникову, как и всем воинам, работы выпало невпроворот. Под ураганным огнем противника 69-й отдельный батальон наводил мосты, понтоны, переправы...
Да, как разошелся русский Иван, словно в доброй старой сказке. И погнал гитлеровского супостата, не давая ему опомниться, через всю Белоруссию, Польшу, до полной Победы, которую встретил в германском городе Штеттин.
Закалился Иван Екимович, возмужал, приобрел опыт, в 1944 году он служил уже парторгом батальона. Трижды был ранен, но, к счастью, легко. На груди у него орден Красной Звезды, медали "За отвагу" - всего 15 правительственных наград.
Службе в Вооруженных Силах СССР Иван Екимович Кадочников отдал 10 лет. Затем десятилетия трудился в Асбесте, 16 лет - на партийной работе, почти столько же в отделе кадров комбината "Ураласбест". В пенсионном возрасте стал инкассатором в Госбанке. Но преждевременно ушел из жизни, как и многие фронтовики.
Анна ПОПОВА.
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
На фото КАДОЧНИКОВ Иван Екимович
Фото из личных архивов |