Госдума приняла во втором, решающем чтении, законопроект о модернизации системы обязательного автострахования за который лоббисты страховщиков и автомобилистов «воевали» почти два года.
Принятый документ оказался в пользу страховщиков, но все же компромиссным – в том смысле, что страховые компании не смогли получить все желаемые поощрения. В первую очередь страховщики добились частичной отмены фиксированных тарифов. Базовую ставку ОСАГО Центробанк сможет повышать раз в год или чаще. Раз в год будут увеличиваться коэффициенты по стажу, региону и объему двигателя. Взамен однократно увеличивается размер страхового возмещения: с 120 тысяч до 400 «по железу» и со 160 тысяч до полумиллиона рублей по вреду жизни и здоровью.
Госдума приняла во втором чтении законопроект об улучшении системы ОСАГО, поправки в который готовились два года. На пленарном заседании в среду депутаты проголосовали за таблицу поправок в закон об ОСАГО, которую комитет по финансовому рынку рекомендовал к принятию во втором чтении. Также депутаты не поддержали практически все поправки, отвергнутые профильным комитетом и предложенные «с голоса» их авторами, сообщает ИТАР-ТАСС.
Третье, окончательное чтение законопроекта, должно пройти завтра, 4 июля.
Основным элементом «модернизации ОСАГО» стал фактический отказ от фиксированной базовой ставки и тарифных коэффициентов. Формально они остались фиксированными, но теперь Центробанк раз в год или чаще сможет повышать базовую ставку. Региональные коэффициенты и модификаторы водительского стажа, объема двигателя, возраста авто, итп можно будет повышать раз в год.
Взамен автовладельцы получили однократное увеличение страховых выплат. С 1 октября 2014 года лимит выплат по ущербу имуществу в ДТП увеличится со 120 до 400 тысяч рублей. С 1 апреля 2015 вырастет лимит выплат по жизни и здоровью – со 160 до 500 тысяч рублей. Максимальный процент учета износа деталей при расчете выплаты сократится с 80 до 50%. Возмещение можно будет получить не только в виде денежной выплаты, но и ремонтом.
Базовый тариф ОСАГО также вырастет уже этой осенью – на 18-24%.
Лимит выплат по ДТП, оформляемым без участия полиции (по европротоколу), увеличивается с 25 тысяч до 50 тысяч рублей. В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области в рамках эксперимента выплаты по европротоколу будут производится в рамках полного лимита «по железу» – до 400 тысяч рублей, но при условии предоставления страховщику фото- или видеоматериалов с фиксацией местоположения транспортных средств.
Документ и поправки к нему разрабатывались несколько лет, при этом страховщики, чтобы добиться выгодных для себя условий реформы, пошли на откровенный шантаж. В финальной стадии согласования поправок зимой-2013 – весной-2014 они перестали оформлять полисы ОСАГО без навязывания клиентам дополнительных страховых услуг. В ответ Роспотребнадзор опубликовал инструкцию – как заставить страховую компанию заключить договор ОСАГО без обременения допуслугами. А Федеральная антимонопольная служба попыталась лишить «Россгосстрах» лицензии на страхование по ОСАГО. Попытки исполнительной власти справиться со страховщиками закончились победой последних.
Среди требований страховщиков, ради которых они саботировали систему ОСАГО, значилось повышение базового тарифа на 40% (коэффициенты собирались повысить отдельно). Также Российский союз страховщиков попросил вывести страховые организации из-под контроля Федеральной службы по финансовым рынкам. И заодно лишить недовольных клиентов возможности апеллировать к сторонним структурам. Последнее – за счет схемы, по которой жалобы на страховые компании должны будут рассматривать «профессиональные объединения» при самом Союзе автостраховщиков.
Окончательный вариант закона и что помимо основных тарифных положений удалось внести в него страховщикам можно будет узнать после окончательного принятия документа и его публикации. Возможно, что итоговый вариант «реформы ОСАГО» включает несколько больше пунктов в пользу страховщиков, чем это анонсировано государственными СМИ. Косвенным доказательством победы страховщиков является снятие депутатами ключевых претензий к РСА – сверхдоходов страховщиков в сочетании с небольшим объемов выплат и большим количеством исков от автовладельцев. В частности, «Коммерсант» сообщает, что отсутствие бурных дискуссий депутатов по поводу избыточных сборов страховщиков и небольших выплат президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс объяснил «большой разъяснительной работой» среди законодателей. И закрытыми встречами «профессионалов с депутатами».
Источник: urfo.org |