О том, как начинала работать крупнейшая в мире асбестообогатительная фабрика, рассказал ее бывший директор, ветеран асбестовой промышленности Виктор Топорков.
Виктор Иванович Топорков - человек-легенда. Он - ровесник города, родился в 1933 году, и как раз в тот день, когда Асбесту присвоили статус города. О нем с восторгом отзываются не только бывшие коллеги, но и бывшие подчиненные.
Судьба В.И.Топоркова тесно связана с комбинатом "Ураласбест", вплетена в историю становления и развития фабрики № 6. Он застал комсомольскую стройку, когда вместе с корпусом асбогиганта росли в Асбесте жилые дома и кварталы.
- С 1964 по 1969 год проходила молодежная стройка. Стране не хватало хризотила, нужна была еще одна фабрика. Новая асбофабрика родилась во многом благодаря генеральному директору "Ураласбеста" Александру Александровичу Королеву. К тому моменту действующие фабрики на 20-30 лет отставали по технологиям от мировых. Чтобы быть в курсе передовых идей, руководство комбината выехало в Канаду. Заказ на проектирование объекта достался институту "Урапмеханобр". Главный инженер проекта Николай Михайлович Андреев тоже вошел в состав делегации, - вспоминает Виктор Иванович.
Наиболее удачные технологические "находки" западных инженеров были учтены при проектировании фабрики № 6. Канадские производства отличались высоким уровнем механизации и автоматизации. Каскадное расположение оборудования позволяло сократить количество операций. Также при проектировании была применена централизованная система пневмотранспорта с рукавными фильтрами и рециркуляцией воздуха, новая технология переработки руд, упаковки и складирования готовой продукции. Все решения были направлены на то, чтобы повысить уровень производства и облегчить условия труда рабочих.
На строительство и запуск предприятия потребовалось восемь лет. Завершение объекта работники и строители отметили масштабным праздничным митингом. Был составлен рабочий график освоения проектной мощности новой фабрики - 320 тысяч тонн в год, переработка 12 миллионов тонн сырой руды.
Но далеко не все получалось сразу. Первые полгода фабрика выдавала лишь половину проектной мощности. Тогда Виктору Ивановичу, имевшему большой опыт профессиональной деятельности на фабриках № 2 и 3, позвонил директор асбогиганта на тот момент - Николай Щербаков. Звонок раздался ночью, в половине третьего - Топоркова пригласили на должность начальника цеха обогащения фабрики № 6. По словам Виктора Ивановича, как только он заступил, первым делом наладил трудовую дисциплину.
Новый начальник цеха обогащения озвучил руководству свои задумки по организации единого технологического потока и предложил перерабатывать в цехе всю руду без деления на классы крупности - это позволило улучшить работу и избежать простоев оборудования.
При проектировании асбогиганта за основу была взята сушка руды в шахтных печах, как на предыдущих фабриках. Перед печью - бункера, из которых подавалась руда.
- Дробильно-сортировочный комплекс работает, а руды нет - над печами в бункерах емкостью восемьдесят тонн все застревало. Автоматическая линия не работала, девчонки ломиками руду толкали, - рассказывает Виктор Иванович. - Решить задачу помогли виброконические питатели: установили сразу 12 штук. Это позволило ритмично направлять руду в сушку и выполнять план по цеху ДСК и цеху обогащения.
Упаковка асбеста осуществлялась механизировано, на канадских пресс-упаковочных машинах. Но мешок еще нужно было заклеить.
- Для этого применяли клейстер, который варили сами. И девочки мазали им мешки вручную, - вспоминает Виктор Иванович. - Увидел, что у работниц на руках - экзема. Мы с начальником участка Владимиром Ивановичем Кочергиным покумекали, закупили эмульсию. Она заливалась автоматически в оборудование, и каждая партия мешков заклеивалась очень быстро.
Далее мешки направлялись на штабелеформирующие машины, тоже канадского производства. Впоследствии выяснилось, что канадцы поставили конкурентам старую технику - ее чаще ремонтировали, чем использовали в производстве.
- Сформированная в штабель партия продукции поднималась погрузчиком ЭП-103 производства Свердловского машиностроительного завода. А они работали с зарядкой непродолжительное время, за шестичасовую смену их приходилось заряжать несколько раз. С помощью заместителя генерального директора комбината по сбыту Абрама Исааковича Милявского мы приобрели японские автопогрузчики. А от электропогрузчиков отказались, как и от канадских штабелеформирующих машин - заменили немецкими.
Госплан, спускаемый асбофабрике № 6, постоянно увеличивался. Когда другие фабрики Союза не справлялись с нагрузкой, восполнять пробел приходилось асбогиганту. Изначально фабрика №6 была даже лучше канадской, но в гонке за показателями все оборудование быстро изнашивалось, росла нагрузка на упаковочные машины. Спасала модернизация.
По итогам каждого месяца коллектив фабрики собирали в актовом зале, подводили итоги. Многое было сделано и для комфортных условий труда и отдыха работников. В цехе для рабочих организовали библиотеку.
Требовательное и справедливое отношение к работникам, забота о рабочем человеке - эти качества В.И. Топоркова отмечает ветеран Анатолий Ячменев.
- Это настоящий Человек. Он все делал для рабочих, старался облегчить их труд. Мы видели его заботу. Его все уважали. Как-то в Новый год приезжал в свой выходной, чтобы коллектив поздравить. И не рисовался никогда, у него это было искренне, - вспоминает Анатолий Ячменев..
Т. Мельникова, "Асбестовский рабочий"
|