37 учителей ждут в школах, 17 - в дошкольных учреждениях.
- Наиболее серьезной проблемой является нехватка учителей начальных классов, физики, химии, русского языка. Все работающие учителя перегружены, многие вынуждены трудиться на две ставки, - отмечает начальник Управления образованием Асбестовского городского округа Светлана ВАЛЕЕВА. - Нас беспокоит устойчивая тенденция повышения среднего возраста педагогов. Сегодня этот возраст составляет 45 лет. Мы, конечно, стремимся привлечь молодых специалистов через заключение договоров о целевом обучении с предоставлением мер социальной поддержки студенту на период учебы. По таким договорам на разных специальностях обучается 29 человек. Но возвращается в Асбест слишком мало специалистов. В этом году - всего четыре педагога.
Поэтому и важна профориентация школьников, которые могут в будущем прийти в профессию, а также информационная и методическая поддержка студентов педагогических вузов. По словам ректора Уральского государственного педагогического университета Светланы МИНИ-ЮРОВОЙ, важно, чтобы учителями становились молодые люди, которые хотят работать в образовании.
- Для этого мы будем развивать профильные конкурсы и олимпиады. Сегодня в Свердловской области хорошо зарекомендовала система педагогических классов, выпускники которых уже поступили в этом году на профильные специальности, - пояснила она.
В этом учебном году педагогический класс был создан и в Асбесте. Цель - подготовка школьников, которые хотят стать педагогами.
Базовой для педагогического класса стала школа №1. И выбор этот сделан неслучайно. В данный момент в школе трудятся десять учителей, которые когда-то сами были выпускниками именно этой школы.
- По субботам ребята приходят на два часа в школу и занимаются в рамках курса дополнительного образования, - рассказывает директор школы №1 Александр ТАРАТЫНОВ. - Занятия ведут наши педагоги, которые прошли соответствующую подготовку. Главное условие их подбора - учителя, которые буквально живут своей профессией. Которые действительно проживают свой предмет, чувствуют детей, у кого глаза горят.
В педагогическом классе - три группы, в которые зачислено 49 старшеклассников. Сначала записались 60, но 11 скоро поняли, что педагогика - "не их призвание". И это тоже хорошо. Не будет разочарования на первом или втором курсе университета. Есть еще время пересмотреть жизненные ориентиры и правильно выбрать будущую профессию.
Помимо теории старшеклассники-слушатели педагогического класса под руководством своих наставников учатся проводить мероприятия для детей разного возраста, активно включаются в волонтерское движение, участвуют в школьном самоуправлении. Они нацеливаются на учебу в УрГПУ. Планируется проведение объемных экскурсий в вуз, участие в мастер-классах вузовских преподавателей.
Школьники уже готовятся к участию в конкурсе эссе "Школа будущего", к олимпиаде "Я - педагог", к научно-практической конференции. Победа в конкурсе дает дополнительные два балла при поступлении. И главное - в профильном классе выстроена рейтинговая система: самым успешным ребятам будут предоставляться целевые места для обучения в вузе.
Конкретно для выпускников педагогических классов целевое обучение выглядит так: каждый "целевик" получает стипендию из местного бюджета, и если потом вернется в Асбест и отработает три года, то не должен будет эту стипендию компенсировать. Но если он не захочет возвращаться, то его обяжут вернуть эти деньги в двойном размере. Это законно и справедливо, и это не оттолкнет от профессии тех, кто по-настоящему найдет в ней свое призвание. А выявление таких ребят - как раз цель профильного класса.
Е. Лобова, "Асбестовский рабочий"
|