Правила безопасных перевозок вступают в конфликт со здравым смыслом
Резонанс от скандального события вышел далеко за пределы города: водитель служебного автобуса, опасаясь возможного штрафа за нарушение правил пассажирских перевозок, высадил из салона двоих детей, 9 и 7 лет.
Мальчики собирались уехать домой после спортивной тренировки. Они сели в автобус, принадлежащий комбинату «Ураласбест», везущий рабочих к началу вечерней смены. Автобусный маршрут пролегает через отдаленный городской район, который называется «101-й квартал».
— Я сама езжу на работу этим маршрутом, — рассказала, придя на прием в администрацию города, мама детей Наталия Быкова. — Меня все знают и знают моих детей. Однако мальчишек высадили без объяснения причин. На улице в это время температура была минус 20 градусов. Ребята час ждали другой автобус. И это гуманное отношение к детям?
Маму юных спортсменов поддержали и другие родители, жители 101-го квартала. На прием 12 декабря в мэрию пришли вместе. Транспортная проблема существует не первый год, в настоящее время она еще больше усугубилась. На маршруте, связывающем город с отдаленным (18 км) микрорайоном, всего 5 муниципальных рейсов и 4 коммерческих, основная часть которых приходится на первую половину дня. Например, последний рейс от городского автовокзала — в 18 часов.
— С ребенком-первоклассником занимаемся в бассейне, — рассказал Александр Кирчиков. — На последний рейс не успеваем, приходится договариваться со знакомыми или брать такси. Стоимость проезда в такси — 200—250 рублей. Все-таки служебные автобусы выручали здорово. И до недавнего времени они возили жителей 101-го квартала. Но несколько дней назад меня вместе с сыном не пустили в автобус.
На 101-м есть школа и детский сад, поэтому, как объясняют в администрации Асбеста, школьный автобус не может возить детей в город, он используется в тех районах, где нет учебных заведений.
Однако местная школа не всех родителей устраивает. Поэтому ученики уезжают из своего района в 7 утра, чтобы успеть на занятия в городские образовательные учреждения. А после уроков — в секции, кружки, художественную и музыкальную школы, поскольку на 101-м учреждений дополнительного образования нет. Только вечером детвора добирается домой, да еще, как оказалось, с приключениями, опасными для жизни.
Однако взрослые, стоящие на страже безопасности детей (а после недавней трагедии в Ханты-Мансийске ставшие еще строже), считают, что водитель поступил правильно.
— Служебный транспорт для перевозки детей не приспособлен, — пояснила специалист отдела пропаганды местного отделения ГИБДД Наталья Холкина. — И в ходе недавней операции «Автобус», где были подобные нарушения, водители понесли наказание.
— О том, что детям не место в служебном транспорте, говорим давно, — комментирует глава администрации Асбеста Наталья Тихонова. — Прежде всего потому, что за жизнь и здоровье ребенка несет ответственность взрослый. В данном случае кто будет ответственным?
Ситуация, по словам главы, непростая, если не сказать — безвыходная. Ежегодно в городском бюджете предусматривается около 8 млн рублей на организацию социально значимых рейсов в отдаленные районы города. Каждый дополнительный маршрут — 400—500 тысяч рублей из городской казны. Очевидно, что на 101-й квартал не хватает как минимум двух рейсов в дневное и вечернее время. Можно заложить средства в бюджет на будущий, 2017 год. Но завтра ситуация не изменится.
— Муниципального транспортного предприятия в Асбесте нет, — объяснила Наталья Тихонова. — Оно теперь областного подчинения. На 101-й квартал 4 рейса выполняет индивидуальный предприниматель, возможно, договоримся об увеличении количества рейсов.
Родители, возмущенные поступком водителя служебного автобуса, сами рискуют здоровьем и жизнью детей (младшеклассники добирались до дома одни). Безусловно, школа должна быть рядом с домом (к этому и стремились отцы города, открывая в каждом городском районе образовательные учреждения), и кружки, по возможности, тоже.
Однако высаживать детей на мороз, в темноте, в незнакомом месте — совершенно не по-человечески. Недаром в краях, где суровый климат, не подобрать стоящего на дороге пешехода считается недопустимым — это правило нигде не прописано, но его придерживается каждый местный житель. Почему же написанные законы начинают противоречить здравому смыслу?
Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова обратилась к министру транспорта России Максиму Соколову с просьбой запретить контролерам высаживать детей, не имеющих билета или подтверждающего льготу документа, на мороз, сообщает «Интерфакс».
«По мнению уполномоченного, заведомое оставление кондуктором и водителем автобуса малолетнего ребенка в опасности может квалифицироваться как преступление», — уточняет пресс-служба детского омбудсмена. При этом подчеркивается, что подобные действия кондукторов можно расценить как оставление в опасности (ст. 125 УК России) либо как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК России).
Отмечается, что в течение последних месяцев стал известен ряд случаев, когда детей по какой-то причине высаживали на мороз. «Дети высаживались на проезжую часть дороги в темное время суток в сложных погодных условиях. Таким образом, их жизни и здоровье подвергались большому риску», — говорится в сообщении.
Ирина АТАНАСОВА
Источник |