Инженер-маркшейдер из Асбеста написал историю родного города
50-летний специалист рудоуправления комбината «Ураласбест» Александр Копырин делом своей жизни считает краеведение. Правда, доходов оно не приносит, наоборот — расходы.
…От собственной истории Асбест отмахивался не один десяток лет, и первое краеведческое исследование увидело свет лишь в середине ХХ века. Затем была издана книга Алексея Чечулина, писателя и журналиста (работавшего собкором «Уральского рабочего». — Ред.) – и все. Лишь в начале века нынешнего решили, что городу уже как-то неловко не иметь автобиографии, и появилось подарочное издание. Написана книга пришлым писателем, человек со стороны легко ставил точки и не увлекался подробностями. А история города осталась практически за кадром.
— Издание краеведческого исследования городу необходимо, — считает старший научный сотрудник местного исторического музея Лариса Цибизова. — Но до сих пор никто не брался за фундаментальный труд.
Однако интерес к прошлому у асбестовцев не пропал. Появились ведомственные летописи — о городском здравоохранении, образовании, пассажирском автотранспорте(!) и, наконец, предприятии, ведущем добычу и переработку минерала, давшего жизнь городу горного льна. Выход именно этого издания (кстати, также написанного чужаком) побудил маркшейдера Александра Копырина к собственным исследованиям.
Карты в руки
Совершенно случайно попал в его руки удивительный документ, датированный 1898 годом, — карта Асбестовского района.
— А на этой карте — множество дорог, которых сейчас уже нет, — рассказывает Александр. — И расположение приисков — только не асбестовых, которые к тому времени лишь начали создавать. Дело в том, что к моменту открытия месторождения асбеста район очень активно разрабатывался, только искали здесь золото.
Собственно, и камешки с шелковистыми зеленоватыми вкраплениями попались старателям именно поэтому — принято было под ноги внимательно смотреть, вдруг подфартит? Тогдашнее словечко «фарт» звучало в каждой семье. Будучи еще ребенком, слышал его Александр. Фартило и его предкам — семейные реликвии хранятся до сих пор. А однажды, снеся в скупку три камушка, найденных едва не под ногами, дед с бабушкой построили дом. Колечко из местного золота, мягкое, словно алюминий, с вмятинками на месте тех камушков, цело до сих пор, от дома же осталась только память.
Карта наложилась на рассказы, что велись по обыкновению многочисленными родственниками за праздничными столами, и Александр взялся за поиски. Не золота, конечно. Истории.
— Что было, когда нас не было? Это же интересно, — делится исследователь. — Городу немногим больше ста лет, считается, что истории он фактически не накопил. Многие думают, что до открытия асбестового месторождения здесь глухой лес шумел и зверь непуганый ходил. А на самом деле было активное старательство, к 1900 году все не на раз исхожено и перекопано. Золотая лихорадка, местный Клондайк.
Но жизнь оседлую начали именно с добычи каменной кудели, запасы которой в этих краях оказались богатейшими в мире.
Вокруг столба
Александру Копырину открылось на пути многое. В основном загадки обнаружились, которые еще и разгадывать не пробовали. Например, наткнулся на заброшенной дороге на каменный столб с цифрами 1775 (год?), вкопан на возвышении, что означает? Кроме поисков в архивах возился и с каменюкой: в инфракрасном облучении фотографировал, известкой покрывал, но столб так и не раскрыл свою тайну. По косвенным сведениям выходит, что подобные столбы означали прежние границы районов. Еще тех, по которым бродили в поисках своего фарта золотоискатели.
Добытчики каменной кудели, разобрался Александр, строились основательней, но — удивительное дело! — сегодня не только зданий, улиц, даже названий прежних не сохранилось. Где она, история?
— Только в памяти старожилов, — убежден исследователь. — Привычка начинать разговор с вопроса «а помнишь?» у меня давно появилась, рассказы я записывал. Принципиально новых открытий, за исключением «золотой лихорадки доасбестового периода», я не сделал, но достаточно много новых подробностей об истории асбестовых приисков обнаружил, некоторые уточнения внес. А самое интересное — прикоснулся к судьбам людей, живших в непростую эпоху. Это тоже история, но в учебники она не попадает.
Тайна кольчуги
Чтобы получилась книга, названная автором «Асбест. Куделька. Копи», Александр Копырин систематизировал материал, который собирал много лет, снабдив иллюстрациями и фотокопиями старых документов. Практически в каждой главе обозначил темы для продолжения поиска: белых пятен в истории города и месторождения остается немало. Взять самую древнюю тайну, наткнулись на которую уже только в ХХ веке: были найдены четыре металлические кольчуги. Сам по себе факт интересный. Но при сравнении — по всей России найдено всего сто кольчуг — становится и вовсе значимым.
— Кто, из каких земель и в какие времена мечом прорубал себе путь, с какой целью? — задается исследователь.
Еще пример — в ХIХ веке открытие «природных богатств» обязательно отмечалось государством. Простого человека награждали денежной премией, дворянского сословия — свидетельством первооткрывателя. Первооткрывателем хризотил-асбеста считают инженера А. Ладыженского, одна из улиц города носит его имя. Но в архивах, довольно полных, искомое свидетельство не обнаружено. Никто из краеведов и не знал, что таковое должно быть. Это уже позже асбестовые копи стали приманкой для иностранного капитала: до 1917 года приисками владели, как бы сказали сейчас, «зарубежные инвесторы». (Минуло сто лет, и сегодня то же самое: в списке акционеров предприятия, ведущего добычу и обогащение хризотил-асбеста, сплошь иностранные граждане, «первую скрипку» играют чужеземцы и в строительстве магниевого завода, с которым связывают будущее города горного льна).
Живые голоса
В книге Александра Копырина — множество имен. На страницах как будто звучат голоса тех, кто жил, трудился на асбестовых копях, уезжал в далекие края, влекомый судьбой, и вновь возвращался… Эффект не только в записанных воспоминаниях. Но и в дневниках — представьте себе, в прошлые века молодые люди вели дневники, куда записывали ничего не значащие на тот момент события, но нам, потомкам, рассказавшие о том, что молодежь в те времена не сильно от сегодняшней отличалась. Она дружила, любила, занималась спортом и театральным искусством (на приисках были свой драмкружок и духовой оркестр).
— Принято считать, что история нашего района берет свое начало с открытием Баженовского месторождения асбеста в 1884 году, но, оказывается, жизнь здесь кипела и раньше. Проникновение в более глубокие пласты прошлого — новое в историографии Асбеста, — отзывается заместитель главы города Николай Тюльканов. — Я изучил практически все, что издано и написано о городе, но более подробного описания прошлого нашего края не встречал.
Но вот закавыка — труд пока в рукописи (компьютерной, разумеется) и не отредактирован, потому представляет собой внушительную стопу листов в единственном экземпляре. Желающие прочесть записываются в очередь…
— Вопрос с изданием не решен, — рассказывает автор. — В администрации сказали, что муниципальный бюджет подобных расходов не предусматривает, но обещали помочь в привлечении спонсоров. Увидит ли свет исследование, равных которому в истории Асбестовского района до сих пор не было?
Ирина АТАНАСОВА
Источник" Уральский рабочий"
Фото из открытых источников Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест. Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию. Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru