«Обратитесь к нам, и вам сразу перестанут звонить кредиторы», – знайте, что вас обманывают», – заявил специалист одной из таких компаний.
В Екатеринбурге и других крупных городах набирает обороты относительно новый вид бизнеса – антиколлекторские услуги. Наши сограждане, многие из которых являются плательщиками сразу по нескольким банковским кредитам, зачастую в определенный момент сталкиваются с давлением со стороны кредиторов и не знают, к кому бежать за защитой. Что могут, а чего не могут антиколлекторы, разбирался корреспондент «Нового Региона».
Как выяснилось, путать антиколлекторов с телохранителями или правоохранительными органами не стоит. «Если в рекламе антиколлекторского агентства вы увидите фразу: «Обратитесь к нам, и вам сразу перестанут звонить кредиторы», – знайте, что вас обманывают», – заявил специалист одной из таких компаний, который представился Александром.
Методы работы антиколлекторов зависят от конкретного случая и поведения конкретного банка. Самый простой вариант – когда банк официально признает, что передал долг заемщика в коллекторское агентство, а коллектор, в свою очередь, признает, что действует в рамках закона и по поручению банка. В этом случае антиколлектор анализирует финансовые документы и проверяет размер предъявленных клиенту требований, а затем берет на себя функции посредника и оказывает юридическое сопровождение, в результате чего сумма долга может быть существенно уменьшена, а сроки отодвинуты.
Бывает и по-другому. Коллекторы действуют бандитскими методами: терроризируют человека по телефону, звоня по 40-50 раз в день, пишут на двери квартиры угрозы с напоминанием о долге, затаскивают должника в автомобиль с целью «поговорить», но при этом не предъявляют никаких документов. В этом случае, уверен собеседник агентства, выход один: обращаться в полицию.
«Если вас, к примеру, угрожающего вида граждане ведут в машину «поговорить» в людном месте, а вы даже не визжите и не кричите «Помогите!» – то вы сами виноваты в своих проблемах, – заявил эксперт. – Почему-то наши люди категорически не любят обращаться в полицию, а зря. Какая бы она ни была, но если вы позвоните и скажете, что у вас на пороге стоит некто с бейсбольной битой и требует деньги, – они приедут. Либо он скроется, либо его задержат и установят личность. А в этом случае, увидев его в своем подъезде вторично, вы уже сможете написать заявление в полицию на него персонально». Вообще же, по словам Александра, личное общение с кредиторами следует свести к минимуму и отдавать предпочтение юридически грамотной переписке. «Встречаться ни с кем по ночам нет смысла вообще, если, конечно, у вас самих нет таких же друзей с битами», – отметил он.
Как ни парадоксально, но, по словам специалиста, основные жертвы коллекторов – это не те граждане, которые задолжали банкам по два-три миллиона, а средний класс, чаще женщины, иногда – даже пенсионеры, сумма долга которых составляет от 10 до 30 тысяч рублей. Именно они больше всего страдают от психологического давления. «Их достают больше всего. Если кто-то должен банку три миллиона, то банк понимает: писать ему на двери «верни долг!» – бесполезно. Такому человеку проще каждую неделю дверь красить, чем отдать эти миллионы», – отметил эксперт.
Отметим, что число «криминальных» коллекторов, по оценке собеседника, все же не слишком велико, так как одного-двух случаев реального давления на должника обычно хватает, чтобы их деятельность пресекла полиция.