В конце августа на бульваре Победы встретились ветераны подразделений особого риска Николай Большаков, Петр Алалыкин, Юрий Тагильцев. Собрались они для того, чтобы возложить цветы к единственному в Свердловской области памятному знаку тем, кто создал ядерный щит Советского Союза и Российской Федерации.
Не случайно выбрана и памятная дата: 29 августа 1949 года на Семипалатинском ядерном полигоне произведен первый атомный взрыв. В судьбе троих ветеранов он, хотя и косвенно, сыграл определяющую роль. Осенью 1960 года их призвали на срочную службу в Советскую армию. Служить новобранцам довелось по почтовому адресу: Москва-400. Родные в письмах завидовали - прогуливаетесь по столице нашей Родины. А они в ответ намекнуть не имели права - существовала строжайшая военная цензура - что находятся за тысячи километров от Москвы - в бескрайних казахских степях.
- В октябре 1960 года, - вспоминает Юрий Тагильцев, - призыв на службу в Асбесте оказался массовым. Был организован специальный поезд до областного призывного пункта в Егоршино. На Семипалатинском полигоне попал в школу сержантов. После ее окончания оставили при учебном заведении - готовить младших командиров. Но 1 сентября 1961 года после длительного перерыва на полигоне произведен воздушный атомный взрыв. Из-за обострившейся международной обстановки в нашей стране решили отказаться от моратория на ядерные испытания.
В момент взрыва я с сослуживцами находился в полутора километрах от его эпицентра. Накануне в "учебке" срочно сформировали взвод химзащиты, в состав которого включили и меня. Когда "гриб" отядерного взрыва развеялся, нас вывезли на незараженный участок. Пришлось пешком возвращаться к эпицентру взрыва с дозиметрами. Как только они начали регистрировать миллирентгены, мы устанавливали белые флаги, а когда стали показывать рентгены - красные.
Так и продолжалось - в июле-сентябре участвовали в ядерных испытаниях, а в остальное время обучали будущих младших командиров. Ядерный взрыв в 1963 году - перед увольнением со службы -оказался наземным. Мгновенно вблизи эпицентра начала распространяться радиация, дозиметры зашкаливали. Спаслись чудом, благодаря водителям автомобилей, которые срочно вывезли нас из опасной зоны.
В то время Юрий не подозревал, что одновременно с ним в школе сержантов учился Николай Большаков. После окончания "учебки” его направили на обслуживание боевой техники. В одной роте и даже под началом сержанта Большакова служили еще шесть ас-бестовцев. Их уже нет в живых. Службу на Семипалатинском полигоне не зря считали зоной особого риска - подобные испытания не проходят даром. Когда-то в Асбестовском отделении областной общественной организации ветеранов и инвалидов подразделений особого риска состояли двадцать человек. Сегодня - только двенадцать, трое из которых живут в поселке Рефтинском.
В ноябре 1960 года был направлен на Семипалатинский полигон Петр Алалыкин. Курс молодого бойца он так же прошел при школе младших командиров. А в своей воинской части стал машинистом бульдозера - в зоне поражения сгребал разбросанную далеко друг от друга технику, попавшую под ядерный взрыв, точнее ее остатки.
Петр Демидович много лет входит в состав Совета Свердловского областного объединения ветеранов и инвалидов подразделений особого риска и возглавляет Асбестовское отделение. Именно благодаря его настойчивости в городе появился памятный знак в честь создателей ядерного щита страны из нашего города.
Сегодня в Российской Федерации отмечается День специалиста по ядерному обеспечению. Он является профессиональным праздником для членов общественной организации ветеранов и инвалидов подразделений особого риска. На территории нашей страны они участвовали в проведении 796 атомных взрывов и в ликвидации 511 аварий на атомных надводных и подводных кораблях.
По случаю праздничной даты ветераны подразделений особого риска 4 сентября соберутся в Доме офицеров Екатеринбурга. В полном составе приеду на встречу с коллегами и представители Ас-бестовского отделения общественной организации.
В. Синявский, "Асбестовский рабочий"
|