За месяц Свердловская область потеряла 14 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей.
В первую очередь с рынка уходят микропредприятия. Что мешает предпринимателям вести свое дело и наращивать обороты, и есть ли выход из сложившейся ситуации - этот вопрос мы задали представителям городского бизнес-сообщества.
Казалось бы, каким образом это касается простых граждан? Экономисты считают, что чем больше на рынке малых предприятий, тем стабильнее экономическая ситуация на территории. Поэтому исчезновение мелкого бизнеса - это "симптом" куда более серьезной проблемы. Что же мешает бизнесу развиваться?
"Платон" ударил по торговле
Наиболее стабильным представителем сегмента малого и среднего предпринимательства в Асбесте является торговая сеть "Алко Плюс". В свое время бизнес переживал кризис, стоял вопрос о закрытии магазинов, поскольку выдерживать конкуренцию с федеральными и региональными сетями было сложно. Но руководство приняло решение -учиться у конкурентов и создавать комфортную атмосферу для потребителя.
Условия, в которых работают местные и федеральные "сетевики", по-прежнему неравные. Закупочная цена на товары может различаться в разы - а это уже риск не окупить затраты. Поэтому местный бизнес ищет "не раскрученных", но надежных производителей, чтобы сохранить конкурентное преимущество.
- Где-то мы не можем выиграть в цене, но продолжаем закупать и поставлять этот товар, чтобы не потерять канал сбыта, - поясняют в торговой сети. - Заработать на растущем рынке может каждый, а вот для того, чтобы заработать на падающем, нужна продуманная тактика.
Магазины "Алко Плюс" в городе заработали хорошую репутацию, постоянных покупателей. Несмотря на падение доходов населения, удачно выбранная тактика ведения бизнеса позволила создать определенный запас прочности, чтобы пережить трудные времена. Вот только когда эти времена закончатся?
Меры поддержки для малого и среднего бизнеса в регионе есть, но попасть в программы бывает сложно, и муниципальные власти не всегда имеют возможность поддержать местных предпринимателей. А вот различные налоги и сборы приходится платить всем. В частности, местный ритейлер назвал три законодательные инициативы, которые серьезно ударили по бизнесу.
Во-первых, это запущенная в 2015 году платежная система "Платон", благодаря которой большегрузы весом от 12 тонн облагаются дополнительной платой за проезд по дорогам общего пользования.
Не в восторге предприниматели и от тех инициатив, с которыми сталкиваются и физические лица. Поскольку некоторые магазины "Алко Плюс" расположены на первых этажах жилых домов, платежки Фонд капремонта присылает и ритейлеру. Не меньше проблем доставляет экологическая реформа - у магазинов каждый квадратный метр площади облагается платой. Излишне говорить, что все эти расходы в конечном счете скажутся на отпускной цене товаров.
Без каникул, но с онлайн-кассами
В отличие от торговли, сфере услуг не приходится сталкиваться с системой "Платон", но обязанность вносить плату в Фонд капитального ремонта и Региональному оператору по обращению с отходами легла также на парикмахерские и общепит. Некоторые рестораны, кафе уже начали избавляться от больших площадей и уходить в сервис доставки.
Поскольку налоговые каникулы не освобождают от обязательных взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования, на одних только пенсионных отчислениях ИП теряет около 36 тысяч в месяц. Еще одна проблема - требования по установке онлайн-касс. Их обслуживание "съедает" еще двадцать тысяч ежемёсячно.
Сфера услуг в нашем городе представлена микропредприятиями и ИП, резервов у такого бизнеса меньше, поэтому численность предпринимателей в этом секторе сокращается еще быстрее.
Уходят с рынка
Бизнес реагирует на эти изменения по-своему. Некоторые предприниматели сокращают персонал и уходят "в тень" - например, начинают оказывать услуги на дому. А кто-то и вовсе предпочитает закрыть свое дело. Такая тенденция характерна для всей страны.
Согласно исследованию портала Avito, в 2018 году предприниматели стали чаще продавать свой бизнес, даже на фоне падения спроса, а средняя стоимость готового бизнеса, например, в Екатеринбурге упала на семь процентов. В сфере торговли стоимость упала более чем на треть. В цене растут только строительные компании.
К сокращению предпринимательской активности ведет сразу комплекс факторов, считает руководитель Асбестовского муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства Сергей Ларионов. Это и зарегулированность сферы, избыточные требования к микропредприятиям, и тот факт, что по статистике лишь десять процентов населения могут быть носителями предпринимательской инициативы. Кому-то просто не дано создать и раскрутить свое дело.
- Есть и третий фактор, который обычно забывают - уменьшение крупных промышленных предприятий. Малый бизнес чаще всего обслуживает крупные компании, а поскольку этот рынок сокращается, с него вытесняется все больше предпринимателей, -считает Сергей Ларионов.
К сожалению, сами предприниматели, хотя и называют себя "вымирающим видом”, в большинстве своем на контакт идут неохотно. Наиболее уверенно чувствуют себя те, кто работает на рынке уже несколько лет. Более того, именно они формируют качественное предпринимательское сообщество, которое заинтересовано не только в собственной выгоде, но и в том, чтобы создавать что-то для города, заниматься благотворительной деятельностью.
На территории Асбестовского городского округа в 2015 году действовало 1812 индивидуальных предпринимателей и 1197 предприятий, организаций, учреждений. 773 из них составляли малые предприятия.
В 2017 году на территории было зарегистрировано уже 2219 субъектов малого предпринимательства, которые давали городу более трети рабочих мест. На следующий год число малых предприятий сократилось до 2170, а соотношение занятой на них рабочей силы составило всего 12,1 процента от среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций. На начало текущего года в Асбесте оставалось 2100 субъектов малого и среднего предпринимательства.
Т. Мельникова,
"Асбестовский рабочий"
|