Указом Президента России 2014 год объявлен Годом культуры. Его цель - привлечь внимание к важнейшему фактору существования государственности, формирования общественного самосознания и человеческой идентичности - культуре. А если говорить просто – это прекрасный момент что бы остановиться на бегу, на секунду забыть о повседневных заботах, подумать о «вечном», вспомнить о «прекрасном» - литературе, живописи и, конечно музыке.
Современных горожан не всегда радует действительность: кризисом пугают экономисты и политики, предупреждают о бедах астрологи, - и мало кто заботится о том, чтобы всему этому негативу, противопоставить что-нибудь позитивное и радостное! Популярный польский писатель Януш Вишневский, например, и вовсе считает, что «Люди, в сущности, живут только для того, чтобы переживать эмоции». И, безусловно, хотелось бы, чтобы они были яркими, жизнеутверждающими, оптимистичными.
«Классическая музыка – витамин, без которого мы просто засохнем…» Пианист Александр Яковлев
Жителям Асбеста выпал замечательный шанс забыть на время о житейских перипетиях. Просто взять и сказать себе: «Я подумаю о проблемах завтра, ведь сегодня у меня удивительный вечер: я иду на концерт – ОТКРЫТИЕ ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО СЕЗОНА!
26 сентября 18.30 ВЕЧЕРА С БОЛЬШИМ ОРКЕСТРОМ Уральский академический филармонический оркестр Дирижер – заслуженный артист России Алексей Доркин Лауреат международных конкурсов Александр Яковлев (фортепиано) В программе: Лист и Прокофьев
Открытие чего-либо – всегда волнующий, интригующий момент. Ведь как лодку назовешь….. Открытие сезона, да еще и юбилейного, ответственно вдвойне! Мы постарались сделать его настоящим праздником для своих верных друзей – постоянных слушателей концертного зала, которые, несмотря ни на что приходят на филармонические концерты. Открывает сезон оркестр, солирует всемирно известный пианист и композитор Александр Яковлев. Его концерты слушали Папа Римский и Герхард Шрёдер, он победитель более пятидесяти международных конкурсов. На вопрос журналистки Анны Ивченковой, есть ли ещё музыкант с таким рекордным количеством побед в мировых конкурсах, Яковлев ответил: «На моей памяти таких случаев больше нет. Я обязательно подам заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Только пока руки не доходят. Гастроли... К тому же сейчас много работы со студентами... Преподавание, то немногое, что я могу сделать для образования нового поколения. Раньше классика постоянно звучала по Всесоюзному радио. А теперь вместо неё суррогат. Я не ханжа.
Классика - это же не только симфоническая музыка. Те же Depeche mode очень интеллектуальны, а главное звучат, а не уничтожают наши барабанные перепонки, как попса. Но всё равно больше трогает русская музыка. Она воспитывает нас. Это наш дух. За неё надо бороться».
Не упустите возможность ОТКРЫТЬ НОВОЕ – ОТКРЫТЬ С НАМИ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ СЕЗОН! Ваше место в концертном зале ждет вас!
Елена Попова
Пианист тысячи и одного стиля
Его пример другим наука… А. Пушкин
Сцена
служила ему мольбертом, клавиатура – красками. Легкий взмах кисти – и
палитра звуков, превратившись в невесомые образы, уже витала в воздухе,
медленно обволакивая слушателей и растворяясь в их сердцах. Так
исполнять музыку может только подлинный художник, настоящий мастер, и
имя ему Александр Яковлев. Блестящий пианист, обладатель около
пятидесяти первых премий на крупнейших конкурсах мира, среди которых
«Премия Шопена» в Риме (2006; специальный приз – рояль фирмы Samick), в
Канту (Италия, 2007), «Moderno compozitore» в Мадриде (2008), в Такамацу
(Япония) и др. родился в Ростове-на-Дону и вырос как музыкант под
крылом заслуженного деятеля искусств России, профессора Ростовской
консерватории, выдающегося педагога Сергея Ивановича Осипенко.
Впоследствии учился в Зальцбурге, Берлине и Тауризано. Поразительно,
с какой легкостью Александр Яковлев погружается в совершенно далекие
друг от друга композиторские стили, расположенные рядом в концертной
программе, и убеждает своей интерпретацией! Фраза, однажды озвученная
для определения композиторского дарования И. Стравинского, несомненно,
подходит Александру: пианист «тысячи и одного стиля». Гаянэ Мелик-Тангиева Александр Яковлев: «Музыка – витамин, без которого мы засохнем» Ростовчанин сможет претендовать на Книгу рекордов Гиннесса Его
концерты слушали Папа Римский и Герхард Шрёдер. Этот всемирно известный
молодой пианист и композитор, победитель более пятидесяти международных
конкурсов мог бы жить в достатке в любой европейской стране. Но после
кругосветных турне Александр ЯКОВЛЕВ почему-то всегда возвращается в
Ростов к скромной работе преподавателя… Мы встретились в
консерватории накануне совместного концерта Яковлева с известным
итальянским пианистом Винченцо Бальцани. Александр в своих потёртых
джинсах примостился на лавочке среди учеников, и его самого трудно было
отличить от студента. - Когда вы волновались больше? Выступая перед маэстро Бальцани, сидящим в жюри, или играя с ним на одной сцене? -
И то, и другое. Винченцо действительно не раз судил конкурсы, где я
принимал участие, и в итоге заметил меня. Он подошёл ко мне после
очередного выступления на миланском творческом вечере и сказал, что
следит за моими победами, творческим ростом и уверен: я стану большим
артистом. Эти слова от музыканта такого уровня - самая дорогая награда. С
тех пор Винченцо для меня как старший брат и не менее уважаемый
наставник, чем первые педагоги. Вообще-то изначально родители отдали
меня на музыку просто для общего развития. У нас в семье все врачи, и
никто не думал, что я стану исключением. Но уже в десять лет я солировал
в Ростовском симфоническом оркестре, а в восемнадцать получил свою
первую именную стипендию от Ростроповича. Причём об этом сообщил не
директор фонда, а сам маэстро. Позвонил мне на сотовый и сообщил: «Саша,
вы одобрены на мою стипендию, на пять лет. Рады?» «Да», - пробормотал
я. И тогда он пригласил меня на чаепитие. Стипендиатов собрали в кафешке
около Московской консерватории. Мстислав Леопольдович угощал всех
сладостями, рассказывал анекдоты и держался с нами на равных. Сейчас мне
понятно, почему так непосредственны и легки в общении такие, как
Ростропович или Бальцани. Про них есть меткая поговорка: «На каждого
мудреца довольно простоты». К слову, у маэстро была прекрасная интуиция.
Все отобранные им стипендиаты сейчас известнейшие во всём мире
пианисты. Взять того же Александра Брахмана или Илью Рошковского. И я
старался не отставать. Уже на старших курсах консерватории успел влезть в
жуткие долги из-за трат на заграничные поездки по конкурсам. Только
через пару лет удалось отдать все кредиты, когда меня узнали европейские
музыкальные менеджеры и появились контракты на концерты в Старом свете и
в Японии. Наконец-то стал активно гастролировать по миру, как правило,
солируя. Хотя посчастливилось и выступать с известными коллективами: с
римским камерным оркестром, с токийским камерным оркестром, оркестром
Берлинской филармонии и, конечно, с Ростовским симфоническим оркестром. - Есть ли ещё музыкант с таким рекордным количеством побед в мировых конкурсах, как у вас? -
На моей памяти таких случаев больше нет. Я обязательно подам заявку на
Книгу рекордов Гиннесса. Только пока руки не доходят. Гастроли... К тому
же сейчас много работы со студентами... - Зачем успешный гастролирующий артист продолжает преподавать? -
Это то немногое, что могу сделать для образования нового поколения.
Раньше классика постоянно звучала по Всесоюзному радио. А теперь вместо
неё суррогат. Я не ханжа. Классика - это же не только симфоническая
музыка. Те же Depeche mode очень интеллектуальны, а главное звучат, а не
уничтожают наши барабанные перепонки, как попса. Но всё равно больше
трогает русская музыка. Она воспитывает нас. Это наш дух. За неё надо
бороться. - Похоже, вы, как Скрябин, верите, что подобная музыка может изменить общество. -
Эта музыка - наш единый язык, наверно, тот самый, что по легенде люди
потеряли при строительстве Вавилонской башни. И сейчас лишь немногие
могут его слышать и понимать. Хотя за последние пять лет наметилась
положительная тенденция: интерес к классике постепенно возвращается. Я
довольно часто выступаю на Дону и отмечу: ростовчане стали гораздо
активнее ходить на концерты. В зале аншлаг. Причём публика совсем
молодая. За границей та же ситуация. В 2008 году музыканты из Барселоны
предложили мне поучаствовать в эксперименте. Они решили выяснить,
ощущают ли люди красоту в будничной среде, в «неподходящий» момент. На
одной из станций метро мы поставили рояль и 200 стульев. Я начал играть.
Сначала народ просто бежал мимо по своим делам, не останавливаясь. Но
уже через 20 минут выступления все места оказались занятыми. Не
представляете, насколько русские композиторы популярны за рубежом и
какие удивительные комментарии дают иностранцы. После концерта в Японии
один из зрителей подошёл ко мне и сказал: «Я видел сад камней, когда
слушал Чайковского». Часто спрашивал у европейских интеллигентов: чем,
по их мнению, сильна Россия? Все они говорили о русской музыке и
литературе. Вот с чем мы ассоциируемся и что делаем лучше всего на
Земле. Речь не только о гениях ушедших лет. Сейчас есть масса прекрасных
русских музыкантов и композиторов, о которых вы даже не слышали.
Питерский Григорий Соколов на сегодняшний день самый великий пианист из
России ,востребованный в Европе. Но через русскую поисковую систему в
Интернете вы едва ли найдёте много информации о нём. У него всего 1-2
выступления на Родине. К сожалению. Зато когда он играл в Милане, на его
концерт невозможно было достать билет. - Что может остановить отток наших талантов в чужие края? -
Меценаты. В стране столько обеспеченных людей, а в музыку никто не
вкладывается, хотя это самые выгодные инвестиции. Мне стыдно за то, что
великий оркестр Кима Назаретова, гордость Ростова, нищенствует. И это
один из тысячи примеров... Дороже русской музыки для меня только
русская земля. Нигде не могу долго жить, кроме России. Многие
спрашивают, почему не уезжаю отсюда. Знаете, вот Рахманинов оставил
Родину и всю жизнь жалел. На своей вилле в Швейцарии он посадил
берёзовую рощицу, чтобы вспоминать дом. А я счастливец. Могу жить в
Ростове вместе с любимым сыном Колей и женой Оксаной, моим самым
большим другом, музой и, между прочим, коллегой. Она тоже работает в
консерватории на кафедре хорового дирижирования... У меня уже был
четырёхлетний опыт пребывания в Германии, когда после аспирантуры учился
в институте искусств. За рубежом всё блестит, сытно, хорошо, но в чужих
стенах нет вдохновения. Хотя, признаться, жизнь там была насыщенной.
Когда я только приехал в Берлин, случайно познакомился с актрисой Анной
Катрин Бюргер. Той самой, что снималась в индианских фильмах с Гойко
Митичем. Я бесплатно жил в подвальчике её дома и сочинял музыку для
вечерних поэтических вечеров актрисы. Мы создали свой мини-театр: Анна
читала стихи, а я, человек-оркестр, создавая фон, музицировал на
фортепиано и ударных. Создавался некий синтез жанров. На деньги от шоу
даже мог позволить себе раз в четыре месяца срываться домой. Мы были
довольно популярны в Берлине, но в итоге я прервал сотрудничество с
Анной. Понял, что хочу быть только классическим музыкантом. - Играя в лучших залах мира, вы, наверно, позабыли, что такое гастроли в глубинке. - Я
до сих пор выступаю на совершенно разных площадках. Начиная от
многоуровневой Берлинской филармонии, построенной в форме коралла на
2500 тысяч мест, заканчивая старыми домами культуры где-то в Сальске
или в Анапе. В прошлом году довелось музицировать в бывшем амбаре для
хранения зерна в одной испанской деревушке. Местные жители, все
пятьдесят человек, надели на концерт праздничные чистые рубахи и где-то
даже раздобыли бабочки. Более внимательных и благодарных слушателей
трудно найти. Единственный минус - в глубинке обычно плохие
инструменты. Например, несколько раз рояль оказывался настолько дряхлым,
что клавиши просто западали и по ходу игры их приходилось подбрасывать
пальцами. Но, если на чистоту, важна даже не техника игры или
инструмент, а умение донести до публики мысль композитора, вложенную в
произведение. Пианист должен понимать, о чём он играет. Как актёр,
пытающийся вжиться в роль. Оно того стоит. Понимаете, классическая
музыка – витамин, без которого мы просто засохнем…
© Ивченкова Анна Александровна
|