Это был «процесс века», хотя дело слушалось в мировом суде и,
конечно, продолжение следует — неудовлетворенная сторона, то есть
ответчик, готовит апелляцию в суд более высокой инстанции.
Общественная значимость иска Капитолины Линич к
управляющей компании «Техно-сервис» в том, что пенсионерка обнаружила ту
дыру, в которую уплывают деньги собственников, оплачивающих
коммунальные услуги.
Жители многоквартирного дома делятся на две
категории — тех, кто платит по счетам, не разбираясь, и тех, кто
разбирается. Последних в управляющих и обслуживающих организациях не
любят, называют за глаза «больными» и «сумасшедшими», а себя при этом
считают истиной в последней инстанции. Где же простому человеку понять
невероятную сложность управления коммунальным хозяйством?
Капитолина Линич, однако, позволила себе вникнуть.
— В нашем доме с 2007 года поставлен тепловой
счетчик, — излагает пенсионерка суть своих претензий. — Что означает —
УК рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией (в данном случае МП
«Горэнерго») за поставку тепла точно по показаниям прибора учета. В то
же время жителям дома за отопление оплата предъявляется по нормативу.
Эта ситуация оговаривается в правилах ЖКХ — в таких случаях раз в год
делается корректировка (перерасчет). Но за прошедшие 7 лет с момента
установки прибора учета перерасчет нам делали один раз — в 2010 году. По
этому поводу я обращалась в разные инстанции — в УК, администрацию
города, прокуратуру, Государственную жилищную инспекцию. От первых двух
получила ответ — «перерасчет невозможен», прокуратура и ГЖИ признали
претензии обоснованными. Но результата не последовало. Тогда я собрала
все бумаги и составила обращение в суд. Заседание состоялось на днях,
суд признал исковые требования обоснованными и обязал УК произвести
перерасчет за три года (2011, 2012, 2013) в сумме 18 тысяч рублей, еще
18 — неустойка, в той же сумме наложен штраф за несоблюдение требований в
добровольном порядке и 6 тысяч рублей морального вреда.
И без суда ясно, что платить за поставленный ресурс
по счетчику, а с жителей брать за ту же услугу по нормативам — дело
выгодное. Хотя ответчик по делу, признавая законность ежегодной
корректировки, утверждает, что перерасчет возможен и в другую сторону —
если, к примеру, тепла поставлено больше норматива. Теоретически это
возможно, но практически — вряд ли. В Асбесте газ экономят, потому как
долги за природное топливо имеют место быть. Но почему же УК (не только
«Техно-сервис», но и другие) не делают потребителям законный перерасчет?
Та самая дыра, в которую утекают вместе с топливом
деньги жильцов, образовалась естественным образом — через подогрев воды.
В городе нет централизованного обеспечения горячей водой (как в
Екатеринбурге, например), в подвалах домов установлены бойлеры,
нагревающие холодную воду (в некоторых районах — теплопункты).
Теплосчетчик, считающий гигакалории, установлен на «входе», а далее
топливо расходуется на собственно отопление и подогрев холодной воды.
— Вычленить объем подаваемого в дом тепла,
расходуемого на отопление и отдельно — на подогрев воды, невозможно, —
считает представитель «Техно-сервиса» юрист Лидия Гусева. — Не
существует и формулы корректировки, по которой следует производить
перерасчет. Именно поэтому мы намерены подавать апелляцию и доказывать
правомочность своих действий. Ведь даже если мы примем решение суда к
исполнению, то как будем исполнять? По какой формуле?
А у истицы Капитолины Линич формула есть — и суд
первой инстанции ее признал. И вывелось это уравнение в результате
неоднократных обращений Линич в прокуратуру и Государственную жилищную
инспекцию. Именно совместная проверка двух ведомств выявила нарушения
порядка ценообразования в начислении за коммунальную услугу «отопление» в
«Техно-сервисе»: «Тариф на горячую воду не разделен на компоненты
«холодная вода» и «тепловая энергия», что является нарушением п.48
постановления Правительства РФ от 8.11.2012г.» — написано в акте. Кроме
того, проверкой обнаружено, что жителям дома № 85 на улице Уральской не
предоставляется информация о показаниях коллективных (общедомовых)
приборов учета, об объемах отдельных коммунальных услуг, а также не
указывается утвержденный размер тарифа за 1 Гкал за отопление. И тот
самый перерасчет, из-за которого состоялся суд — актом проверки
утверждается, что он должен проводиться каждый год.
— Проверка состоялась в июле 2013 года, и в августе
мы получили другие платежки с разделением услуги «горячее водоснабжение»
— на «холодное водоснабжение» и «подогрев», — рассказывает истица. —
Причем не только в нашем доме, но по всему городу.
А дальше пенсионерка вычислила свою переплату
простыми арифметическими действиями — определила затраченный объем Гкал
на подогрев воды, разницу между затраченным и предъявленным по
нормативу. Перерасчет на собственную квартиру произвела по формуле,
найденной (и существующей!) в постановлении Правительства РФ № 307.
Сумма, предъявленная к оплате УК по показаниям общедомового прибора
учета за тепловую энергию, умножается на площадь квартиры, делится на
общую площадь дома, далее вычитается сумма, предъявленная жителям по
нормативу за отопление, и остается сумма возврата — то есть
корректировки.
С цифрами формула выглядит наглядней (не зря
Капитолина Линич представила ее на большом плакате, но важность этих
действий не в цифрах, а в самом факте. Обращением «за справедливостью» в
суд жительница Асбеста указывает дорогу другим — тем, кто пытается
разобраться в системе коммунальных расчетов. Да, их действительно
простыми не назовешь — целые организации специалистов составляют
программы, заносят в них тарифы, показания, нормативы и прочее. При этом
компонуют их так, что самыми понятными выглядят только цифры в графе «К
оплате».
Получается странно: мы, жители, содержим управленцев
на собственные деньги, а чтобы влезть в святая святых — расчеты за
услуги, приходится обращаться в суд. Кстати, в случае проигрыша
судебного процесса УК возьмет деньги на уплату неустойки, штрафа и
издержек опять же из нашего общего кармана... Ирина АТАНАСОВА Источник: уральский-рабочий
|