Информационный гид АСБЕСТА

ФОТОИСТОРИЯ ГОРОДА

Разделы новостей

Авто [1624]
Бизнес [928]
Громкие имена [210]
Домашний доктор [249]
Жизнь молодежи [1934]
Земляки [562]
История [353]
История города [321]
История в судьбах [250]
Культура, творчество [963]
Криминал [1790]
Любимый край [98]
Медицина, здоровье [2277]
Мероприятия [2101]
Народный календарь [252]
Наука, образование [1077]
Общество [13694]
Официоз [949]
Острый вопрос [149]
Поздравления [5]
Политика [710]
Право [497]
Праздники, памятные даты [1132]
Проблемы ЖКХ [1565]
Проиcшествия [2161]
Реклама [21]
Религия [217]
Ретроспектива [345]
События [148]
Советы врача [0]
Социальные вопросы [1092]
Спорт [2353]
Ураласбест [523]
Храмы Урала [247]
Экология [1170]
Экономика, производство [1964]


Как нас обслуживают


Анекдот


Интернет-компас

Главная » 2024 » Ноябрь » 19 » Валерий Григорьев: 52 дня в зоне чудовищной радиации

Валерий Григорьев: 52 дня в зоне чудовищной радиации
13:40
Асбестовец принимал участие в ликвидации чернобыльской катастрофы, случившейся 26 апреля 1986 года.

Из нашего города в числе первых участников ликвидации радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС оказался кавалер ордена Мужества, инвалид второй группы Валерий Григорьев. В августе 1986 года на выполнение опасной для здоровья и жизни задачи его призвал Асбестовский военный комиссариат.

Родом Валерий - из Ставропольского края. Как и тысячи сверстников, после школы по направлению военкомата выучился на водителя категорий "В" и "С". Крутил баранку армейского автомобиля во время службы на территории Германии, а возвратившись домой, устроился на легковой автомобиль - возить председателя исполкома района. Примечательно, что Ставропольским краем в тот момент руководил будущий первый и единственный президент Советского Союза Михаил Горбачев. Валерию приходилось его видеть, когда возил своего "шефа" на краевые совещания в обком КПСС. Тогда он и подумать не мог, что его должность окажется востребованной в Чернобыле.

А пока парень стремился к профессиональному росту. Перебравшись в Нальчик, где жили родственники, окончил курсы водителей автобусов, получил категорию "Д" и начал работать на пассажирском транспорте. Еще через несколько лет судьба занесла водителя автобуса в Сочи. В те времена приморский город считался главной всесоюзной здравницей. Во время купального сезона (с марта по октябрь) здесь катастрофически не хватало водителей пассажирского транспорта. Их направляли в служебные командировки со всей страны, включая Средний Урал. Так Валерий познакомился и тесно сошелся с коллегами из Асбеста. По их приглашению осенью 1979 года приехал работать в наш город.

Устроился в комбинат "Ураласбест" на легковой транспорт, но затем перешел в бывший АПОГАТ на мощный БелАЗ - перевозить в карьере горную массу. Здесь и коснулась его Чернобыльская трагедия: через четыре месяца после взрыва на ЧАЭС вторично призванный на службу в армию Валерий Григорьев не на словах, а на деле узнал, что такое ядерная катастрофа.

Сначала его отправили в учебный армейский пункт в Чебаркуле Челябинской области, где пришлось пройти ускоренный курс подготовки дозиметристов. А 6 сентября Валерий прибыл под Киев - в район ЧАЭС. Его зачислили водителем-дозиметристом в Среднеазиатский полк химической защиты. Предоставили армейскую БРДМ - бронированную разведывательную дозорную машину. Она могла спасти от пулевых выстрелов, но не от радиации. Единственной защитой от потока радиоактивного излучения и часто летевшей густой пыли, щедро насыщенной радиацией, оставалась возможность задраить люки. Но в этом случае в жаркие сентябрьские дни приходилось задыхаться от духоты в кабине автомобиля.

Валерий и старший дозиметрист редко бывали на электростанции. Их задача - измерять радиационный фон в близлежащих обезлюдевших населенных пунктах. Долгое время нашему земляку было не по себе при виде домов, в которых не было ни души. Разве что в отдельных дворах встречались изможденные, чудом уцелевшие домашние животные и птица, которых он выпускал на волю.

В тот момент власти еще не потеряли надежду вернуть населенные пункты к обычной жизни. Поэтому призванные на ликвидацию аварии солдаты почти ежедневно обмывали здания детских садов и местных школ. Но все тщетно - уровень радиации, как убедились дозиметристы, не снижался даже под воздействием воды. К концу сентября, вспоминает Валерий Петрович, от идеи мыть школы и детские сады отказались.

Примерно через месяц нахождения в чрезвычайной обстановке Валерия Григорьева пригласили к майору особой части. "Особист" полупредложил-полуприказал стать его водителем. Оказалось, он навел справки и выяснил, что Григорьеву пришлось возить должностных лиц, начиная с председателя райисполкома.

Теперь характер его службы изменился. В полк они порой не возвращались по нескольку дней. Чаще всего майор бывал с проверками в воинских частях, на местах проведения работ. Особую роль в его деятельности занимала борьба с мародерами, которые совершали набеги на Припять. В результате зараженные радиацией, но ценные с бытовой точки зрения вещи могли расползаться по всему СССР, заражая людей. Поэтому к мародерам применялись жесткие меры.

Несколько раз Григорьева проверяли врачи. Служебная командировка у него продолжилась дольше, чем у товарищей - 52 дня, и он набрал предельный для ликвидатора уровень радиации - порядка 20 рентген.

Поездка в зону радиационного бедствия для Валерия Григорьева не прошла даром. В мирной жизни - через два-три года - он уже не мог управлять большегрузным автомобилем: не слушались руки,  не могли удержать руль. Перешел в слесари, занялся ремонтом БелАЗов. Но однажды, находясь на верхней площадке "карьерного богатыря",  он чудом не упал вниз от внезапного головокружения - поддержали товарищи. Пришлось перейти на легкий труд - выдавать со склада материальные ценности. А в 1994 году его вывели на инвалидность.

Поездка в Чернобыль разделила жизнь Валерия Григорьева надо и после. Сегодня он даже в саду, хотя увлечен садоводством, плохой помощник супруге. Не хватает сил физически работать. Точно так же и с рыбалкой - занимается только летней порой. Для подледного лова не хватает сил. И все-таки есть дело, которому отдается всем сердцем. Он активно работает в городской общественной организации ликвидаторов ядерной аварии на Чернобыльской АЭС. Считает, что в этом - его долг перед теми товарищами, которые, как и он, потеряли здоровье, и перед памятью тех, кого уже нет в живых.

В. Синявский, "Асбестовский рабочий", 2020г. 
 

Фото из открытых источников
Обнаружили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Дополнительно по теме
Категория: История в судьбах | Просмотров: 104 | Добавил: ASB | Рейтинг: 0.0/0 |

Всего комментариев: 0
avatar
Отправьте свою новость 


Поделись с другом


Новости от партнеров



Календарь новостей

«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Форма входа

Ищу знакомства

Я

Ищу

от до лет

знакомства

Наш опрос

Ваше мнение о работе ГИБДД Асбеста
Всего ответов: 127

Статистика

Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Atanasova

Вы можете отправить свою ссылку на интересную информацию о г. Асбест.
Если Вы обнаружили орфографическую ошибку выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Все рекламируемые услуги и товары подлежат обязательной сертификации и лицензированию.
Любое использование информации допускается только при активной ссылке на сайт https://asbest-gid.ru