О судьбах медицинских работников, вплетенных в историю страны.
Лето 1941 года. Я, учащаяся фельдшерско-акушерской школы в г. Кургане, готовлюсь к сессионным экзаменам, а потом ждали меня каникулы.
Но началась война, в школе нам объявили: в любое время могут призвать на фронт санинструкторами, хотя нам не было 18 лет, на каникулы не отпустили. Днем мы продолжали учиться, а вечерами шли в госпиталь, который расположился в моей родной школе, где я окончила 7 классов. В нашем классе я увидела койки с ранеными, а на стене висела неубранная доска.
В любое время суток мы бегали на вокзал выгружать раненых из вагонов военно-санитарных поездов. В госпитале приходилось делать все: и мыть, обрабатывать раны, снимать и накладывать гипс, помогать в перевязочной и в операционной...
После получения диплома мне пришлось заведовать медпунктом в деревне, где не было ни выходных, ни отпусков.
И лишь в 1944 году меня мобилизовали. С группой медиков я попала на 2-й Белорусский фронт, где служила фельдшером артдивизиона. Оказывала первую помощь раненым, сортировала их и отправляла в путь для дальнейшего лечения. С марта 1945 года я - операционная сестра в медсанбате. Особенно запомнился штурм Кенигсберга: с 5 по 9 мая операционная работала круглосуточно, спали урывками.
Трудно, но мы были молоды. Вот и наступил день Победы - самый радостный праздник для оставшихся в живых.
Зинаида Николаевна КОСАРЕВА,
Зинаида Николаевна после демобилизации работала операционной сестрой в хирургическом отделении городской больницы, затем в пункте переливания крови. Четкость, аккуратность, ответственность, приобретенные на фронте, пригодились ей на "гражданке".
Из Альманаха "Память сердец" (Составитель А. Попова) 2000г.
|