Продолжаем публикацию глав из книги А. Чечулина, - «Асбест».
Предыдущие главы
Капиталист, владеющий четвертью миллиарда долларов, хранит в своем рабочем кабинете фотографию Ильича с дарственной надписью: «Товарищу Арманду Хаммеру от Вл. Ульянова (Ленина)». Председатель правления совета директоров крупнейшей фирмы «Оксидентал петролеум» в молодости неоднократно встречался с Лениным, о чем любит рассказывать и в семейном кругу, и на деловых совещаниях, и в интервью журналистам.
Бережно хранит Хаммер ленинские письма. Одно из них (1921 год) начинается так: «Дорогой мистер Хаммер!» Другое (1922 год) звучит несколько иначе: «Дорогой т. Хаммер.,.» Эта едва уловимая разница в обращении лучше всего говорит об отношении Владимира Ильича к доктору Хаммеру.
Газета «Известия» неоднократно печатала обширные беседы с «красным бизнесменом». Наиболее памятна одна из них, опубликованная 17 декабря 1981 года. Доктор Хаммер в интервью М. Стуруа рассказывал, как ему удалось пополнить ленинское наследие в Советском Союзе подлинниками писем Владимира Ильича французскому социалисту Фердинанду Лорио (28 октября 1919 года), немецким революционерам Кларе Цеткин и Паулю Леви (16 апреля 1921 года), делился своими мыслями о роли личности в истории, очень тепло отзывался о Ленине, благодаря которому всю жизнь дружит с русскими.
Интересна публикация еще и вот чем. В ней повествуется история бронзовой обезьяны, которая сейчас находится в музее-квартире Ленина в Кремле. Обезьяна сидит на томах Дарвина и рассматривает человеческий череп. Мне доводилось видеть эту статуэтку, но и мысли не возникало, что она имеет отношение к Уралу, к Асбесту, к Ала-паевску. Выходит, имеет, коли подарена Ленину Хаммером.
Ильичу статуэтка понравилась. По словам Хам-мера, он так объяснил символику этого произведения:
«Я понимаю эту аллегорию следующим образом: скульптор как бы пытается предупредить, что орудия войны с каждой новой войной становятся все более разрушительными. Если человечество не научится жить в мире, если мы не достигнем мира на Земле, то цивилизацию может постигнуть катастрофа, и человечество в конечном итоге уничтожит самое себя. Оставшиеся на земле обезьяны будут с удивлением рассматривать череп человека — что, мол, это такое и откуда оно взялось?»
В наши дни между компанией Хаммера и Советским Союзом действует 20-летнее комплексное соглашение, заключенное на сумму 22 миллиарда долларов. Срок его действия закончится в 1998 году, когда Хаммеру исполнится 100 лет.
Арманд Хаммер часто бывает в нашей стране, он остался другом — сначала бедной Советской России, затем — могущественного Советского Союза.
В 1986 году доктор Хаммер произнес при открытии выставки изобразительного искусства из собраний советских музеев в Вашингтонской национальной галерее примечательные слова: «Празднуя сегодня возобновление культурного сотрудничества между нашими странами, я хотел бы подчеркнуть, что наши сердца сейчас с теми, кто на Украине. Мы горячо надеемся, что народы планеты сделают все возможное, чтобы помочь им».
Хаммер имел в виду советских людей, непосредственно переживших чернобыльскую трагедию. Сам он сделал все возможное и словом и делом.
В том же году, в мае, любители живописи Ленинграда, Москвы, Новосибирска, Киева, Одессы познакомились с выставкой «Шедевры пяти веков» из личного собрания А. Хаммера — работами Ми-келанджело, Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Гойи, Тициана, Тинторетто и других великих мастеров. Это была уже третья выставка из коллекции доктора Хаммера в СССР.
Участвуя в Московском международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» в 1987 году, Арманд Хаммер передал в дар советскому народу картину И. С. Куликова. Произведение этого художника, ученика И. Е. Репина, пополнило Третьяковскую галерею, а также картины замечательных художников Маковского, Бродского, Богданова-Бельского. Эти произведения Хаммер собирал в своих поездках по миру, чтобы вернуть их на родину. В коллекции Эрмитажа находится подаренная им работа Гойи «Портрет актрисы Антонины Сарате».
Третьяковке завещал доктор Арманд Хаммер картины других выдающихся художников, хранящиеся в его московской квартире.
И еще одно — он перечислил в Советский фонд культуры 100 тысяч долларов.
( Продолжение следует.)
А. Чечулин "Асбест" 1986 г.
|