Шестая — в строю.
Единый технологический цикл, который представляла обогатительная фабрика-гигант, вовсе не собирался работать как часы сам по себе. Оборудование следовало «приручить», отладить, и нужно было, чтобы хватало руды. Последнее весьма беспокоило директора комбината и означало новый виток борьбы.
Королев делился заботами с земляками через газету «Асбестовский рабочий»:
«В текущем году комбинату «Ураласбест» предстоит решить исключительно сложные задачи по производству асбеста на действующих фабриках и освоению проектной мощности фабрики № 6. С вводом гиганта в эксплуатацию потребность в асбестовых рудах возрастет до 29 миллионов тонн в год. Имеющиеся на рудниках мощности — только 23 миллиона тонн. Дефицит в 6 миллионов тонн в год должен покрываться дополнительными мощностями, вводимыми на действующих рудниках за счет реконструкции карьерного и ремонтного хозяйства, ввода дополнительного горно-транспортного оборудования».
Для этого нужны были не только деньги, «капиталовложения», как тогда говорили, но и фонды — чтобы комбинату гарантировали поставку новых экскаваторов, электровозов и думпкаров. Это непросто — приходилось «договариваться». И что, например, ответишь, услышав: «А чем комбинат «Ураласбест» лучше других? Экскаваторы (или электровозы) всем нужны»…
Вот когда пригодились Королеву связи, приобретенные на работе в Совнархозе. А его заместитель А.И. Милявский, мотаясь по стране в поисках пресловутых фондов, зачастую использовал, как присказку «Сим-сим, откройся» имя позабытого уже в Асбесте Л.М. Кагановича. Но в стране опального министра еще помнили, и двери складов открывались. Еще к любому механизму, агрегату, любой единице транспорта и оборудования нужны были горы запчастей. Да. Так они жили. Все сложно. Зато о сбыте продукции совершенно не беспокоились. Асбеста требовалось все больше и больше, и задача выхода фабрики № 6 на проектную мощность приобретала огромное значение.
— Однажды ночью меня разбудил звонок, — вспоминает В.И.Топорков, работавший тогда главным инженером фабрики № 3. — Звонил директор фабрики № 6 Николай Щербаков. — Что делаешь? — спрашивает. — Странный вопрос, сплю, конечно, — отвечаю. А он говорит: а я вот не сплю! У нас фабрика не идет! Хотим позвать тебя начальником цеха обогащения, согласишься? Я сказал, что соглашусь, конечно. И начал работать.
— План фабрика, конечно, не выполняла, и причиной было то, что технологический процесс пробуксовывал в нескольких местах, — рассказывает Виктор Иванович.— Например, на упаковке мешки заклеивали вручную! Руки у девчонок, заклеивающих мешки, разъедены до болячек. Зачем вы это делаете? Есть же упаковочная машина? «А у нее деталь потерялась, цепочка такая, как от велосипеда». Так найдите деталь!
Звучит, как анекдот, но все это было. Королев понимал, почему — образования нашим рабочим все-таки не хватало. Чтобы работать на импортном оборудовании, надо научиться им управлять. Поэтому на фабрике организовали курсы регулировщиков, механиков, слесарей — всех основных профессий. Открылись школы передового опыта — самые умелые учили других.
Но как же у директора получалось — вникать во все проблемы? Ведь комбинат «Ураласбест» эпохи развитого социализма можно охарактеризовать соответствующей периоду фразой: «Я отвечаю за все».
За добычу и производство асбеста.
За здоровье и отдых трудящихся комбината, их детей.
За жилищное строительство города.
За содержание жилого фонда.
За состояние городской медицины.
За ремонт и подготовку школ к новому учебному году.
За обеспечение и содержание детских садов.
За развитие спорта и культуры в городе.
За решение государственной продовольственной программы.
Звучит глобально. Но у Королева и мысли не мелькало, что может быть по-другому. Производственный процесс, выполнение государственного плана он понимал как комплекс условий, обеспечивающих успешный результат. Комплекс — это когда у горняка, обогатителя, представителей всех «асбестовых» профессий налажен быт и удовлетворены жизненные потребности, дабы ничто не отвлекало от трудовых подвигов. Эта задача и была для него главной, при том, что решалась и одновременно усложнялась, ставила новые рубежи почти ежедневно.
Ирина Атанасова, Виктор Топорков, "Ураласбест": эпоха Королева. Полвека вместе".
|