Предлагаем вниманию читателей книгу известного краеведа Л.Ф. Амосовой о зарождении Асбеста и судьбе первой учительницы города - Фаины Игнатьевны Аввакумовой.
Бал в честь 300-летия Дома Романовых
Шел тысяча девятьсот тринадцатый год. В печных трубах уныло завывал ветер. Февраль был вьюжным. Мороз образовал на окнах узоры, которые исчезнут только с приходом весны. Всю неделю валил густой снег, поселок занесло огромными сугробами. У барского дома слуги деревянными лопатами разгребали снежные заносы, зимогоры протаптывали дорожки к новому магазину и конторе.
В доме Аввкумовых тепло, пахнет свежим хлебом. Фаина Игнатьевна хлопочет на кухне, четверо ребятишек сидят за столом, она рассказывает им легенду о Ное, который выстроил Ковчег и приплыл к горе Арарат. Дети внимательно слушают, глядя, как ловко сбрасывает она готовые блины на тарелки, расставленные перед ребятишками: Сережей, Николкой, Галинкой и Павлушкой. На пороге появляется Михаил Михайлович, густой столб мороз¬ного воздуха проникает вслед за ним в кухню.
«Ох, и вьюжит», — снимая валенки у порога, произносит он.
«Что-то ты долго сегодня, Миша?» — ласково спрашивает Фаина Игнатьевна, переворачивая блин на сковороде.
«Сделал детям из снега шалаш во дворе, погода установится, будем делать ледяной городок, как обещал. Приготовил ларь под лёд после обеда должны привезти». Михаил Михайлович погрел Руки у печки и сел рядом с детьми за стол, посадив на одно колено годовалого сынишку
«Папа, у тебя на тарелочке целая горка блинов», — сообщает
Николка, забираясь к отцу на колени с другой стороны, и прижимается к его холодной щеке, обнимая за шею.
Весь месяц на Асбестовых рудниках готовились к празднованию трехсотлетия Дома Романовых. В барских домах горничные чистили серебро, ковры, переставляли мебель. Из Екатеринбурга ждали хор. Весь прииск гудел, как улей. К этим торжествам был выстроен новый клуб. Его украсили гирляндами из пихты и сосны, портретами царя. Все служащие конторы — Длугоборские, Лозинские, Захваткины, Сикорские, Манчунские и Томашевские получили именные приглашения с печатью владельцев прииска. Из Екатеринбурга и Перми мужья привезли женам наряды. Все было заранее оговорено и продумано до мельчайших подробностей.
Аввакумовы, получив приглашение, идти не собирались. После рождения четвертого ребенка, Фаина Игнатьевна все реже появлялась на званых вечерах, не участвовала в спектаклях. Все свободное время она отдавала детям и хозяйству. Старшему сыну шел седьмой год. Все чаще на праздники друзья приходили к ним. Управляющий выделил няню, которая с утра, пока Фаина Игнатьевна была в школе, следила за детьми, а вечером уходила домой. Сегодня Екатерина Петровна Миронова пришла к Аввакумовым со своими тремя детьми и вечером уходить не торопилась. Распорядитель вечера, Николай Николаевич Александров, крестный младшего Павлуши, попросил няню остаться с детьми, чтобы Аввакумовы могли поехать на открытие клуба. Та согласилась. Пришли подруги Наталья Прокопьевна Шабурова и Нина Николаевна Надеждинская, они помогли Фаине Игнатьевне собраться, долго подбирали наряд. Фаина Игнатьевна надела платье, сшитое к Рождеству, уложила пышно волосы, надев шляпку, накинула белый ажурный полушалок. Предусмотрительный Андрей Абаскалов прислал за друзьями повозку управляющего с кучером Михаилом Кащеевым.
Мороз ущипнул за щеки сразу же, как только вышли на крыльцо. Деревья стояли в куржаке, словно в сказке. Михаил Михайлович Аввакумов сел в сани, на руки взял пятилетнего Николку, завернутого в одеяло. Кучер укутал женщин тулупом.
Нарядно одетые гости к пяти часам вечера подъезжали к новому театру, построенному на Вознесенских рудниках по проекту инженера-строителя Вернера Андреевича Векмана. У входа мужчины предъявляли приглашения. Аввакумовы вошли в огромный зрительный зал на 400 мест. Фаина Игнатьевна в восторге остановилась, разглядывая внутреннее убранство. Зал был полностью декорирован вместе со сценой, что делало его уютным и таиственным. Увидев художника Ягодкина, проходящего мимо, она сделала ему комплимент, выразив свое восхищение оформлением зала. Играл оркестр. Капельмейстер А.А. Грун, увидев знакомых дам, приветствовал их поклоном головы. Приглашен¬ные заполняли зал, занимая места. В первом ряду у сцены сиде¬ли Заплатины, Стрем и Захваткины, Гурские и Поселяниновы, они о чем-то увлеченно разговаривали. Свет в зале погас. Наступила тишина. Открыли занавес. На сцену вышел элегантно одетый К.М. Бражуль. Зал встретил его взрывом аплодисментов.
«Глинка, ария Черномора из оперы «Руслан и Людмила», исполняют сугтруги Лангоф в четыре руки» — торжественно объявил он.
Фаина Игнатьевна с восхищением смотрела на молодых супругов. После окончания института они приехали сюда на практику. Их приняли хорошо — выстроили просторный дом, и молодые специалисты остались на прииске. Как зачарованная слушала она «Баркаролу» Чайковского, вальс номер десять Шопена, произведения Моцарта. Зал не отпускал исполнителей. Аплодисменты не стихали, пока они вновь не начинали играть. После них успешно выступил струнный оркестр под руководством А.Е. Абаскалова, исполнив итальянскую польку Рахманинова и еще на бис три пес¬ни. Хор под управлением М.П. Горбунова исполнил «Вечерний звон». А.Д. Ильин лихо сыграл на трехрядной гармошке. С удовольствием она слушала произведения в исполнении хора, приглашенного из Екатеринбурга. Фаина Игнатьевна любила петь, участвовала в концертном хоре. Хоровое пение было обязательным в гимназии. Уроки вели артисты с консерваторским образованием и церковные регенты. В гимназии по выходным и праздничным дням всегда звучала музыка. Богатые музыкальные традиции играли существенную роль в ее жизни. В школе она сама вела уроки пения. В доме с появлением детей все чаще звучала музыка. По выходным дням приходили друзья обязательно с инструментами. Михаил Михайлович играл на гитаре. Дети резвились под музыку, пели.
Она вспомнила, как на семнадцатилетие дядя повел ее на первый сеанс синематографа, который состоялся в Екатеринбурге 7 ноября 1896 года. Было это недалеко от гимназии.
Звуки «Сентиментального вальса» Чайковского в исполнении Двух скрипок и виолончели напомнили Фаине Игнатьевне Екатеринбург, гимназию, август, выпускной вечер. Она очень любила этот вальс. После концерта состоялся бал.
«Какой силой обладает музыка, Миша! Она переворачивает в памяти целые пласты жизни. Очищает! Возвышает! Вносит в жизнь красоту. Как хорошо, что мы пришли сюда» — с улыбкой сказала Фаина. Она поцеловала сына, прижалась щекой к мужу. Со всех сторон слышались радостные возгласы: «Да здравствует Петр Великий!», «Да здравствует Отец Отечества!». Поднимая бокал вина, Лозинский артистично произнес: «Двести лет назад привычный к пышным балам блистательный Санкт-Петербург не помнил такого грандиозного ликования, какое устроил Великий Петр в честь окончания долголетней Северной войны со Швецией». «Выпьем, господа, за отца Отечества!» — провозгласил он, заказывая на всех вина.
«Говорят, сотни петербуржцев толпились возле двух фонтанов, из которых непрерывным потоком текло белое и красное вино. Виват Петр Великий!» — подхватил Гурский.
Распрощавшись с друзьями, купив в буфете сладостей детям, Аввакумовы уехали домой.
А бал продолжался. Под звуки оркестра И.К. Кузьмин бойко обслуживал гостей. Марочные вина «Херес», «Мирабель», «Мадера», «Мускат» лилось рекой. Помпезное торжество отвлекло приисковую интеллигенцию, служащих конторы от привычных дел и забот. Несколько дней на приисках продолжалось народное гуляние.
Продолжение следует.
Л. Амосова. Асбест. Жизнь и судьба. 2005 г.
Андрей Евдокимович АБАСКАЛОВ. 2013
Валентина Алексеевна АБАСКАЛОВА. 1913 |